Posted 12 января 2009,, 21:00

Published 12 января 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:52

Updated 8 марта, 07:52

Мертвый сезон в Суоми

12 января 2009, 21:00
Еще недавно финны любили коротать время в многочисленных пабах за кружкой пива. Сегодня от этой традиции приходится отказываться – пенный напиток в местном общепите резко подорожал, так что его теперь в основном покупают в супермаркетах и пьют дома. Это лишь одна из примет глобального кризиса в традиционно благополучно

Давно известно, что финны – народ, искушенный по части выпить и закусить. В былые времена, в 10.00, когда самым первым в Хельсинки открывалось привокзальное кафе, возле него уже толклись десятки клиентов. Кризис безжалостно расправился с любителями подобного времяпровождения. Пабы даже в новогодние дни практически пустовали. И это неудивительно, ведь самое дешевое пиво стоит уже от 5,5 евро и выше за литровый бокал. Это на 2 евро больше, чем в прошлом году. Забыв о задушевных беседах за пенной кружкой, финны теперь покупают любимый напиток в супермаркетах, где бутылка в среднем стоит всего 60 евроцентов. А пить приходится дома.

Хельсинкские супермаркеты (в том числе Smarket, крупнейший из них), за исключением разве что продуктовых отделов, удивляют пустующими торговыми залами. В стеклобетонных многоэтажках и в помине нет обычной для финской столицы зимней потребительской суеты. Рождественские и новогодние праздники торговлю разочаровали. Продажа подарков, обуви, одежды, несмотря на соблазнительные скидки, практически замерла. И это при том, что зимние каникулы – главный торговый сезон, от него зависит годовой финансовый результат многих компаний. Однако потенциальные покупатели стали как никогда осторожными и скупыми.

Отчетливее всего влияние мирового кризиса заметно на финском рынке труда. В наиболее уязвимом положении оказались иммигранты, среди которых немало россиян и выходцев из других стран СНГ. Многие русскоязычные мигранты живут здесь на социальные пособия от государства. В кризисные времена получить такое пособие стало гораздо сложнее. Бывший житель Приднестровья Андрей Мотынга, переехавший в Финляндию и устроившийся продюсером на местное «Радио Керава», рассказал корреспонденту «НИ»: «Раньше, если ты не работаешь по специальности, тебе предоставлялось время на поиски подходящей работы. А пока ищешь – год, а то и два – можно было безбедно жить на пособие. Однако сейчас, если не можешь найти работу по своему профилю, сразу предлагают либо идти в чернорабочие, либо отправляют восвояси без пособия». Другой иммигрант (из России) врач Николай Рисак поведал, что единственной возможностью трудоустроиться по профессии для него стала работа сельским доктором в глухой деревушке под городком Вантаа. Семью он видел лишь по выходным, причем приходилось больше двух часов ехать домой на электричке. Но и это, как он теперь понимает, было неплохо – под Новый год Николай получил уведомление о предстоящем увольнении.

Тем не менее, несмотря на быстрое ухудшение перспектив развития экономики, финское министерство труда уверяет, что число безработных в 2009 году возрастет лишь на 10 тыс. человек. Центральное объединение профсоюзов Финляндии считает такой прогноз чересчур радужным. В среднем каждая третья местная строительная компания к концу 2008 года уже прибегла к практике массовых сокращений. Стальной концерн «Оутокумпу» на днях начал переговоры об увольнении 1,5 тыс. работников завода в городе Торнио. Машиностроительный концерн «Метсо пейпер» отправляет 1 тыс. человек в неоплачиваемые отпуска. Социологические службы, занимающиеся мониторингом рынка труда, предрекают всплеск безработицы уже нынешней зимой. По их прогнозам, в наступившем 2009 году до 60 тыс. человек потеряют работу или будут временно уволены.

"