Posted 11 декабря 2013,, 20:00

Published 11 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:12

Updated 8 марта, 02:12

Бои неместного значения

Бои неместного значения

11 декабря 2013, 20:00
Противостояние в Киеве вступило в свою финальную стадию. Дважды митингующим удалось остановить бойцов внутренних войск и спецподразделения «Беркут», пытавшихся занять здание Киевской государственной городской администрации. Первая попытка была предпринята в ночь со вторника на среду, вторая – вчера утром. Разрушенные ж

Премьер Украины Николай Азаров на заседании кабинета министров отрицал применение силы в ночь на 11 декабря. По его мнению, речь шла только о «расчистке дорог». Причем, как уверяют и премьер-министр, и руководство МВД, милиция действовала исключительно корректно, не применяя без нужды силу. Впрочем, по словам руководителей протеста, «расчистка дорог» для многих из манифестантов закончилась обращением за помощью к медикам. Это было настоящее многочасовое ночное сражение (к счастью, без применения наступательного оружия) в самом центре Киева. Ситуация в пользу протестантов стала переламываться к утру, когда к месту событий стали подтягиваться тысячи киевлян, узнавших о ночном противостоянии на Майдане.

А уже к тому времени, когда Азаров подводил итоги ночи, на дорогах появились новые баррикады. Возводили их протестующие – обычные люди, как киевляне, так и приезжие. А руководили работами офицеры в отставке. Поэтому новые блокпосты уже строились по всем правилам военной науки, а не как раньше, когда митингующие просто сваливали в кучу урны, лавочки и куски дерева от катка, который 30 ноября пытались установить на месте разогнанного Майдана. Оппоненты протестующих также не сидели сложа руки. Увидев, сколько людей вышло на защиту здания горсовета, где расположился штаб оппозиции, милиция в разы усилила охрану правительственного квартала. Попасть туда практически невозможно.

Выходить на Майдан жителей призывают не только оппозиционные издания и «сарафанное радио». Вчера многих киевлян особенно эмоционально впечатлил эпизод, когда машинист поезда одной из линий киевского метро принялся агитировать своих пассажиров прямо во время поездки. Обстановка на самом Майдане тоже вполне «духоподъемная»: нон-стоп идет концерт, в котором успели принять участие едва ли ни все мало-мальски заметные украинские музыканты (Руслана и лидер знаменитого «Океана Эльзы» Святослав Вакарчук – в первых рядах протестующих). Концерт каждый час прерывается массовым исполнением гимна станы. Поет вся площадь, вечером многие зажигают свечи.

Вчера днем митингующие и им сочувствующие в разговорах с журналистами со смехом вспоминали, как они из окон лили воду на голову бойцов внутренних, чтобы штурм «цитадели Майдана» (то есть киевской мэрии) захлебнулся. Однако, когда в 9 утра силовики пытались войти в здание и применили против людей газ, защитникам мэрии было совсем не до смеха. После непродолжительной стычки автобусы с бойцами внутренних войск МВД все-таки покинули территорию возле мэрии, по сути так и не начав штурм здания.

После ночной и утренней «расчистки дорог» и «мероприятий по благоустройству столицы» к врачам обратились 30 человек. Таковы только официальные данные с сайта Киевской городской администрации. Госпитализированы 15 человек, из них шесть митингующих и девять сотрудников правоохранительных органов. Как говорится в сообщении мэрии, пострадавшие поступили с черепно-мозговыми травмами, переломами ребер и конечностей, ранами головы.

А ведь ничто не предвещало накануне такой бурной ночи и утра. Информация о возможном штурме появилась около 11 вечера, однако в нее мало кто верил. Кроме того, в Киеве находились Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон и замгоссекретаря США Виктория Нуланд. Ни первая, ни вторая с Украины утром не улетели, поэтому предполагалось, что милиция в атаку не перейдет. Но эти расчеты оказались неверны. В результате Эштон, и прежде выражавшая свою симпатию к украинской оппозиции, осудила силовой разгон, а Нуланд пошла на Майдан, где раздавала хлеб митингующим. «Беркут» она угощала печеньем (на фото). Прямо с Майдана Нуланд отправилась на встречу с Виктором Януковичем. По ее словам, разговор с президентом Украины был сложным и долгим, длился 2 часа и закончился, видимо, безрезультатно. То, что произошло в ночь на среду, Нуланд назвала «недопустимым в цивилизованном обществе». Ответственность за случившееся и Эштон, и американцы возлагают на украинские власти. Еще более решительна в своей риторике оппозиция. Лидер партии «УДАР» Виталий Кличко объявил о том, что Янукович «закрыл путь к компромиссам».

О планах оппозиции «НИ» побеседовали с членом партии «УДАР» депутатом парламента Натальей АГАФОНОВОЙ.

– В МВД и прокуратуре заявляют, что действия оппозиции незаконны, а милиции, напротив, законны. Ведь есть решение суда о немедленном освобождении мэрии и Дома профсоюзов, и срок исполнения этих решений истек как раз во вторник.
– Эти решения сами незаконны. Дом профсоюзов является собственностью профсоюзов. То есть это не государственное учреждение и оно не находится в коммунальной собственности. И киевскую государственную городскую администрацию мы не можем освободить, потому что мы ее не захватывали. Все, кто там работает, могут выполнять свои должностные обязанности, мы им в этом не препятствуем. Но поскольку это здание является коммунальной собственностью и собственностью общины Киева, то протестующие используют некоторые его помещения. В частности, колонный зал, лестницы. В кабинеты никто не заходит, они не используются митингующими.
– Ваш прогноз событий. Возможны ли переговоры для выхода из политического кризиса?
– Во вторник мы были готовы к переговорам, несмотря на обман со стороны власти. Смотрите, какова была хроника событий. Сначала президент говорит об общенациональном круглом столе, затем встречается с замгоссекретаря США, потом с Кэтрин Эштон. Все происходит в мирном русле. И тут ночью силовая зачистка Майдана. Возникает риторический вопрос: можно ли с этим человеком договариваться о чем-то?
– Какой же выход?
– Мирным путем граждане должны высказать свое отношение к действующей власти. Думаю, речь должна идти только о досрочных выборах.
– Но президент уже заявил, что он на это не согласен и выборы состоятся в срок: в начале 2015 года. Что дальше?
– Поэтому мы и обращаемся к западным странам с просьбой применить санкции против Януковича. Мы ведем переговоры с дипломатами о возможных способах давления на власть. Большего я сказать не могу, чтобы не раскрывать все способы и средства разрешения ситуации.

"