Posted 11 декабря 2006,, 21:00

Published 11 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:52

Updated 8 марта, 08:52

Нет мира под кедрами

Нет мира под кедрами

11 декабря 2006, 21:00
Ливанская оппозиция согласна с ключевыми пунктами плана Лиги арабских государств (ЛАГ) по преодолению кризиса в стране. Об этом заявил вчера в интервью телеканалу «Аль-Арабийя» представитель ЛАГ в Ливане Мустафа Осман Исмаил. По его словам, «принципиальное согласие» лидера шиитского движения «Хезболла» шейха Хасана Нас

Согласно утечкам, план предусматривает передачу ливанским шиитам пяти министерских постов с правом вето и более широкими полномочиями в принятии правительственных решений. Тем не менее надеяться на успех миссии Муссы пока преждевременно. Во-первых, «Хезболла», как уже заявили в окружении Насраллы, не даст посредникам ответа сразу, а только после обсуждения с другими лидерами оппозиции. Это займет, как минимум, неделю. Между тем ситуация в Бейруте, где сотни тысяч сторонников оппозиции продолжают массовую акцию протеста с требованиями немедленной отставки премьера ас-Синьоры, уже сейчас грозит выйти из-под контроля. Во-вторых, до сих пор неясны подлинные цели «Хезболлы» и ее политических союзников. Удовлетворятся ли они более представительным участием в «правительстве национального единства», создания которого столь настойчиво требуют? Или же их цель – свергнуть «американского марионетку» ас-Синьору и заполучить всю полноту власти? «Союз шиитов из «Хезболлы» и «Амаля» с христианами-маронитами генерала Мишеля Ауна дает, как им кажется, уникальный шанс полностью изменить политический ландшафт Ливана», – говорит эксперт по Ближнему Востоку из Шербрукского университета (Канада) Сами Аун. По его мнению, якобы соглашаясь на посредничество ЛАГ, «Хезболла» классически тянет время, уповая на собственное политическое влияние в Ливане и военную мощь». Однако это опасная иллюзия, полагает эксперт. Ливанские сунниты, контролирующие второй по величине город в стране – Триполи, не сдадут позиций без боя. Их поддерживает Саудовская Аравия, недовольная усилением позиций шиитов в регионе. Другой фактор риска – ливанская армия, набранная из шиитов, суннитов, друзов, христиан... «С каждым днем растет опасность, что солдаты оставят позиции и примкнут к своим религиозным общинам. Что тогда?» – задает резонный вопрос Сами Аун.

Впрочем, усиливающийся кризис в Стране кедра явно на руку ближайшим внешнеполитическим союзникам «Хезболлы» – Сирии и Ирану. Ставка Дамаска в рискованной ливанской игре – его международная репутация. Чем туманнее перспективы нынешнего ливанского кабинета, тем меньше остается шансов на проведение специального трибунала по делу об убийстве экс-премьера Ливана Рафика Харири, в организации которого подозревают Дамаск. Стоить напомнить, что «Хезболла» изначально была резко против идеи такого трибунала. Всячески противится ему и президент Ливана Эмиль Лахуд, имеющий репутацию просирийского политика. В свою очередь, Тегеран не без основания смотрит на Ливан сквозь призму ситуации в Ираке, также оказавшегося у порога гражданской межконфессиональной войны. «В Ираке и Афганистане американцы терпят бедствие и вынуждены признать, что без помощи Ирана стабилизировать ситуацию там не удастся, – говорит Сами Аун. – Амбициозная задача Тегерана – убедить Запад, что в Ливане принципиально схожая ситуация». Из чего логически вытекает, что истоки нынешнего ливанского кризиса следует искать в провале всей американской ближневосточной стратегии.

"