Posted 11 ноября 2015,, 21:00

Published 11 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:27

Updated 8 марта, 03:27

Санкции и подозрения

Санкции и подозрения

11 ноября 2015, 21:00
Барак Обама направил спикеру палаты представителей конгресса США письмо, в котором сообщает о решении продлить еще на год действие одного из пакетов санкций против Ирана (он был принят еще в 1981 году, после захвата американского посольства в Тегеране). Иранцы, со своей стороны, остановили демонтаж центрифуг, начатый б

Связь между этими двумя событиями и в Тегеране, и в Вашингтоне отрицают. Однако вывод о том, что такая связь есть, напрашивается. В своем письме конгрессменам Обама обосновывает свое решение тем, что отношения с Ираном еще не нормализовались до такого уровня, чтобы можно было снять все санкции. Конкретно тот пакет санкций, который американский лидер решил оставить, регламентирован так называемым указом №12170. Его принял президент Джимми Картер. Согласно этому указу, в частности, должны блокироваться счета иранского государства в американских банках и их филиалах. Учитывая, что подобных, по крайней мере, действующих счетов у Ирана давно нет, мера носит, скорее, символический характер. Однако показательно, что она принята.

Между тем, агентство Reuters со ссылкой на свои источники и иранские СМИ сообщило о том, что на днях иранцы прекратили демонтаж центрифуг на двух заводах по обогащению урана. Произошло это через считанные дни после того, как группа консерваторов в меджлисе (парламенте) пожаловалась президенту Хасану Рухани на то, что процесс демонтажа проходит очень быстро и проводится в ущерб национальным интересам Ирана.

«Демонтаж остановлен с предупреждением»,– подтвердил информацию иранскому агентству ISNA секретарь Высшего совета национальной безопасности Исламской республики Иран Али Шамхани, который не пояснил, что означает слово «предупреждение». Таким образом, иранцы по существу поставили под удар многострадальное соглашение о сворачивании ядерной программы страны (Иран его заключил, напомним, с шестью ведущими государствами мира: США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией) в обмен на снятие с нее международных санкций, заключенное этим летом.

Не секрет, что у этого соглашения, сторонниками которого являются умеренные политики в иранском правительстве, в Иране по-прежнему много противников. Консерваторы продолжают утверждать, что оно является капитуляцией перед Западом, чуть ли не предательством иранской революции и иранского народа и что Иран пошел на чересчур большие уступки. Тем не менее, в конце октября официальный Тегеран торжественно объявил, что иранские специалисты начали демонтировать неработающие центрифуги на заводах по обогащению урана в Натанзе и Фордо. Их там, по данным Организации по атомной энергии Ирана, около 10 тыс. Демонтированные центрифуги должны быть свезены в одно место и находиться под постоянным наблюдением сотрудников МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии, одной из самых авторитетных организаций в системе ООН). По соглашению, заключенному летом, завод по обогащению урана в Фордо должен превратиться в научно-технологический центр. В одном из крыльев этого комплекса должны остаться 1044 центрифуги IR-1, разделенные на шесть каскадов. Два из них будут работать без урана, т.е. возможность обогащения урана там будет исключена, а четыре будут законсервированы.

Глава парламентской комиссии по ядерной сделке Алиреза Закани сообщил информационному агентству Mehr, что остановка демонтажа центрифуг на заводе Фордо вызвана письмом законодателей президенту Рухани. Речь идет о письме, которое написали на прошлой неделе двадцать парламентариев-консерваторов. В нем они жаловались, что демонтаж центрифуг, кроме угрозы национальным интересам Ирана, еще и противоречит указаниям аятоллы Али Хаменеи. Высший руководитель Ирана сказал, что сделка будет выполнена иранцами лишь после того, когда со страны будут сняты обвинения в том, что она пыталась использовать атомную программу не в мирных целях, а для создания ядерного оружия. То есть аятолла фактически потребовал от международного сообщества извиниться. Ожидается, что, по крайней мере, МАГАТЭ так и сделает, причем, уже в этом декабре.

Впрочем, авторы письма Рухани считают, что одного только извинения МАГАТЭ недостаточно. По их мнению, нельзя предпринимать каких-либо действий по выполнению соглашения по ядерной программе до тех пор, пока президент Обама и Еврокомиссия официально не подтвердят, что полностью снимают с Исламской республики Иран все подозрения и, естественно, санкции. И вот Обама подтвердил прямо противоположное: некоторые санкции и, следовательно, подозрения против иранских властей остаются в силе.

"