Posted 11 ноября 2015,, 21:00

Published 11 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:27

Updated 8 марта, 03:27

Юань под угрозой

Юань под угрозой

11 ноября 2015, 21:00
В 2016 году Китаю придется девальвировать юань на 30–40%, предупреждают ученые из РЭУ им. Плеханова. По их мнению, сейчас это единственный способ для Пекина простимулировать свой слабеющий экспорт. «На КНР одновременно усиливается внешнее и внутреннее давление кризиса, что делает поддержание юаня слишком затратным», –

Экономика Поднебесной вызывает опасения уже не первый день: замедляется ее рост, ухудшаются показатели внешнеторгового оборота. По данным Главной таможенной администрации КНР, экспорт Китая в октябре сократился в долларовом выражении почти на 7% по сравнению с показателем сентября прошлого года, а импорт – примерно на 19%.

Один из авторов исследования Василий Колташев добавляет к этому, что Пекину может не хватить резервов для длительной поддержки национальной валюты – особенно в условиях, когда власти тратят немалые средства на стабилизацию проблемного фондового рынка. «Большое давление на юань оказывают внешние долги национальных компаний. В 2015 году выплаты по ним должны составить 700 млрд., а в 2016 году – 900 млрд. долларов. В сумме это ведет к сокращению золотовалютных резервов. С 4 трлн. долларов они менее чем за год упали до 3,4–3,5 трлн. долларов», – говорит Колташев.

Однако даже с учетом всех вышеперечисленных факторов потеря юанем более чем трети своей стоимости представляется многим экспертам маловероятной. Уже хотя бы потому, что у Пекина есть давняя стратегическая цель – сделать юань мировой резервной валютой, поставить его в один ряд с долларом, евро, фунтом стерлингов и японской иеной. Столь резкая девальвация неизбежно подорвет к нему доверие, поставит крест на самой идее. Впрочем, дальше идеи дело пока не продвигается: курс юаня управляем, политизирован, и считать абсолютно рыночным инструментом эту валюту нельзя. Пока что ее доля в международных расчетах не превышает 4%.

«Стремительная девальвация обернется для Китая трагическими последствиями: инвестиционным крахом, массовыми разорениями, социальным недовольством, – убежден завотделом востоковедения ВШЭ Алексей Маслов. – Пекин этого допустить, безусловно, не может». Кроме того, по словам эксперта, удешевление юаня не решит всех структурных проблем китайской экономики. Таких как сокращение инвестиций в реальный сектор, как растущие расходы предприятий на рабочую силу, на повышение зарплат и пособий.

Очевидно, что КНР срочно ищет новые внешние потребительские рынки, о чем, в частности, свидетельствуют последние соглашения с Россией. Однако из-за ослабления рубля под угрозой срыва оказались и китайские экспортные поставки, и совместные инфраструктурные проекты. Не приносят особых результатов попытки китайских властей стимулировать внутренний спрос – по подсчетам экспертов, потребительский рынок Поднебесной в 2,5 раза меньше, чем в США, из-за низкой покупательной способности населения.

«Девальвации юаня на 30–40% не будет, возможны лишь считанные процентные пункты, – высказал мнение «НИ» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Я исхожу из простой формулы: сила национальной валюты определяется силой экономики. Да, экономика Китая испытывает трудности. Темпы роста ВВП с очень высоких снижаются до просто высоких. В нынешнем году он ожидается на уровне чуть менее 7%. Так с чего же вдруг валюта КНР должна девальвироваться столь масштабно? В отличие от рубля на юань не действуют такие внешнеэкономические факторы, как цена на нефть».

"