Posted 11 ноября 2014,, 21:00

Published 11 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:10

Updated 8 марта, 04:10

Не председательское дело

Не председательское дело

11 ноября 2014, 21:00
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер (на фото), оказавшийся в центре громкого коррупционного скандала, не торопится отвечать на обвинения в свой адрес. Его подозревают в том, что в бытность премьер-министром Люксембурга он как минимум закрывал глаза на то, что его маленькая страна стала местом, где сотни крупнейших

Юнкер, возможно, поставит своеобразный рекорд – как глава общеевропейского правительства, которому уже на исходе первой недели своего руководства стала угрожать отставка. Только лишь 1 ноября политик из Люксембурга официально занял свой пост. И вот представители крупных фракций Европарламента (Прогрессивного альянса социалистов и демократов, а также «зеленых») требуют от него прояснить свою роль в сделках, которые помогли примерно 340 транснациональным компаниям (в их числе, например, Deutsche Bank и Amazon) сэкономить в Великом герцогстве миллиарды долларов на налогах.

«Господин Юнкер сам выберет момент, когда нужно будет что-то сказать по этому поводу, – заявил в Брюсселе пресс-секретарь ЕК Магаритис Шинас. – Возможно, это произойдет на саммите G20. Может, он нарушит молчание в другой момент».

Своим молчанием Юнкер не нарушил ни одно из писаных правил работы руководящих органов Евросоюза. Социалисты и «зеленые» не составляют большинства в Европарламенте, и их требования сами по себе мало что значат. Однако если бы речь шла о парламенте пусть и не любой, то многих из стран ЕС, молчание Юнкера было бы расценено как пренебрежение принятыми этическими нормами. Но, видимо, его это не особенно тревожит, тем более что Еврокомиссия горой встала на защиту своего председателя.

Тучи вокруг Юнкера начали сгущаться, напомним, после расследования, проведенного Международным консорциумом журналистов. Документы, добытые им, свидетельствуют о том, что сотни транснациональных компаний экономили в Люксембурге огромные деньги. Они открывали в этом маленьком государстве (там живут не более полумиллиона человек) свои отделения, которые на самом деле существовали только ради схем «оптимизации» налогов. В этих липовых отделениях, существующих только для того, чтобы о них можно было упомянуть в финансовых отчетах, порой работали один-два сотрудника. За счет таких фиктивных компаний крупнейшие фирмы ухитрялись снижать свои налоги едва ли не до 1–2%.

Возможно, расследование журналистов не стало бы темой номер один на страницах западных изданий: в конце концов, Еврокомиссия еще с прошлого года объявила войну транснациональным компаниям, которые занижают свои налоги. Да и то, что Люксембург, подобно Лихтеншейну, острову Гернси и некоторыми другими территориями в ЕС, использовался в качестве офшора, давно является секретом Полишинеля. Сенсацией является то, что фактические уклонение от уплаты налогов происходило в герцогстве, когда его правительство и Минфин возглавлял г-н Юнкер. Причем происходило это тогда, когда общеевропейский «крестовый поход» против налоговых уклонистов был уже объявлен. Мало того, в прошлом Юнкера обвиняли в том, что он чинит препятствия усилиям по принятию закона об обмене данными по банковским счетам между европейскими странами.

Дополнительный резонанс скандалу придает то, что он разгорелся в момент наивысшего недовольства европейцами Евросоюзом. Как известно, на происшедших этой весной выборах в Европарламент евроскептики выступили достаточно хорошо. С тех пор сразу несколько стран позволяют себе в открытую «бунтовать» против Евросоюза. Недавний пример такого «бунта» – действия Великобритании, отказавшейся платить дополнительные взносы в казну ЕС. Юнкер, вступая в свою должность, заявлял, что развеет опасения евроскептиков, утверждающих, помимо всего прочего, что «европейская бюрократия», создавая большие проблемы для обычных жителей стран ЕС, обслуживает интересы транснациональных корпораций. И вот выясняется, что евроскептики были не так уж не правы.

Впрочем, даже в Международном консорциуме журналистов признают, что подозревать Юнкера в преступлении никак нельзя. Никаких законов он не нарушал. Более того, в свою защиту Юнкер может сказать то, что он действительно не один год защищал банковскую тайну как главный источник процветания Люксембурга, но делал это открыто. А в прошлом году он сдался под сильнейшим давлением других европейских стран и начал постепенно ее отменять. Правда, и Юнкер, и его преемник на посту главы правительства Люксембурга Ксавье Беттель говорили и говорят об обмене информацией лишь по физическим лицам. Крупные же корпорации, главный источник доходов герцогства, они не трогают, во всяком случае пока.

"