Posted 11 ноября 2010,, 21:00

Published 11 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:36

Updated 8 марта, 06:36

На девятом месяце

11 ноября 2010, 21:00
Вчера политические партии Ирака, победившие в марте на парламентских выборах, сумели договориться о создании коалиционного кабинета министров. Этому предшествовали многомесячные споры. Формальный фаворит выборов партия «Иракия» в итоге оказалась расколота по конфессиональному признаку (ее лидер Айяд Алауи – шиит, а бол

Вчера парламент Ирака собрался второй раз за последние восемь месяцев, миновавшие после парламентских выборов, которые состоялись еще 7 марта. Напомним, что партия «Иракия» во главе с экс-премьером Алауи, за которой, по общему мнению, стоят Турция, Саудовская Аравия и Иордания, имеет 91 из 325 мест в парламенте. У блока премьер-министра аль-Малики «Государство закона» 89 мест. Еще 70 парламентских кресел достались шиитским религиозным партиям, объединенным в «Иракский национальный альянс», а 43 – курдам.

Нури аль-Малики и Айяд Алауи долго маневрировали, пытаясь создать новое правительство. Алауи, номинально ставший победителем, переоценил свои силы и не сумел, в отличие от своего главного противника, заручиться поддержкой других партий. Несмотря на неоднократные заявления, что он не будет работать с аль-Малики, ему все же пришлось уступить, чтобы совсем не остаться «за бортом». Вчера парламент утвердил на посту своего спикера Усаму аль-Наджафи, суннита по вероисповеданию и члена «Иракии», экс-министра экономики, который после региональных выборов 2009 года вместе со своим братом контролирует третий по величине иракский город – Мосул. Сам Алауи, мечтавший стать президентом или премьером, судя по всему, возглавит новый Совет по стратегической политике, который будет отвечать за национальную безопасность. Кроме того, его партии должно достаться министерство иностранных дел.

Президентом Ирака решено переизбрать нынешнего главу государства, курдского лидера Джаляла Талабани. Тот в свою очередь назначит премьер-министром Нури аль-Малики, который обязан в течение месяца сформировать новый кабинет. Кроме представителей «Государства закона» и «Иракии» в него войдут и курды, и шииты из «Национального альянса».

Завершение правительственного кризиса в Ираке рассматривается многими наблюдателями как окончательный закат американского влияния в этой стране. Все сходятся во мнении, что Тегерану удалось переиграть Вашингтон. Президент Обама, вице-президент Байден и сенатор Маккейн, который сейчас находится в Багдаде во главе делегации конгресса США, безуспешно пытались уговорить курдское руководство отказаться от поста президента с тем, чтобы назначить на него наиболее лояльного американцам политика – Алауи. Однако добились обратного. Курды открыто возмутились столь откровенным давлением. А вот Тегеран, ранее тоже возражавший против кандидатуры аль-Малики, проявил гибкость, договорился с ним и даже убедил пойти на компромиссы своих главных союзников в Ираке – сторонников шиитского религиозного лидера (а в недавнем прошлом – и боевого командира) имама Муктады ас-Садра, а также курдов.

"