Posted 11 октября 2009,, 20:00

Published 11 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:19

Updated 8 марта, 07:19

Оставив речи на потом

11 октября 2009, 20:00
В минувшую субботу в Цюрихе (Швейцария) произошло, без преувеличения, эпохальное событие. Армения и Турция подписали протоколы об установлении дипломатических отношений. Правда, ни одна сторона не пошла на уступки по принципиальным для себя вопросам: турки не согласились признать ответственность за геноцид армянского н

Непосредственным итогом появления протоколов, подписанных главой МИД Турции Ахметом Давутоглу и армянским министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном, станет открытие турецко-армянской границы, наглухо заблокированной с 1993 года из-за карабахской войны. Решение подписать договор далось двум странам крайне не легко. Турции пришлось столкнуться с недовольством традиционного союзника – Азербайджана. «Нормализация отношений Турции с Арменией до вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий прямо противоречит национальным интересам Азербайджана и бросает тень на братские отношения между Азербайджаном и Турцией», – говорится в заявлении азербайджанского МИДа.

В свою очередь, в Армении решение заключить договор с «традиционным врагом» вызвало акции протеста. В Ереване перед самым подписанием документов завершились недельные уличные выступления оппозиции, сопровождавшиеся символическим сожжением протоколов. Впрочем, по данным агентства «Социометр», 45% жителей страны выказали спокойное отношение к армяно-турецким протоколам. Иная ситуация в армянской диаспоре, которую пришлось успокаивать лично президенту Сержу Саргсяну. Его визиты в те или иные зарубежные столицы сопровождались акциями протеста, куда более яростными, чем дома. «Существуют реалии политической культуры XXI века, которые мы должны учитывать», – заявил Саргсян незадолго до заключения соглашений.

Дело, однако, не только в изменившихся реалиях, но и в международном давлении на обе страны. Посредниками в деле заключения турецко-армянского мира выступили буквально все заинтересованные в делах региона государства (кроме, естественно, Азербайджана). На подписании присутствовали госсекретарь США Хиллари Клинтон, министры иностранных дел Франции и России Бернар Кушнер и Сергей Лавров, верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, глава МИД Словении, а также председатель комитета министров Совета Европы Самюэль Жбогар. Тем не менее даже такому весьма представительному отряду посредников с трудом удалось удержать обе стороны от скандала. Церемонию подписания протоколов пришлось отложить на несколько часов. Армяне грозили покинуть переговоры, так как в свою речь, вопреки ранее достигнутым устным договоренностям, глава турецкого МИДа включил словосочетание «Нагорный Карабах». Армянская сторона требовала, чтобы в тексте турецкого дипломата звучало иное название непризнанной республики – Арцах. Сам же г-н Налбандян собирался затронуть в своей речи тему армянского геноцида в Османской империи, что у турецкой делегации также не вызвало восторга. В результате было принято соломоново решение: главы МИД обеих стран отказались от речей после заключения соглашения.

Но камнем преткновения в отношениях между Анкарой и Ереваном по-прежнему остается вопрос о геноциде армян 1915 года в Османской империи, и пока никто не в силах предсказать, как можно примирить противоположные точки зрения. Но в любом случае уже можно говорить о серьезных сдвигах, касающихся геополитического положения небольшой закавказской республики. Как заметил «НИ» завотделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов, достигнутые соглашения «создают новую геополитическую реальность на Южном Кавказе; Армения прорубила себе еще одно окно в мир, может быть, самое важное для этой республики».

"