Posted 11 октября 2009,, 20:00

Published 11 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:19

Updated 8 марта, 07:19

Самая спорная премия

Самая спорная премия

11 октября 2009, 20:00
Выбор президента США Барака Обамы лауреатом Нобелевской премии мира может стать концом карьеры председателя норвежского Нобелевского комитета Турбьерна Ягланда, приложившего неимоверные усилия для «пробивания» своего кандидата. Две парламентские партии правого толка, «Хойре» и «Фремскридспартиет», обратились к Ягланду

Формальной причиной ухода, по мнению критиков, должен стать тот факт, что Ягланд «сидит на двух стульях». В конце сентября этого года его избрали председателем Совета Европы. «С его стороны станет проявлением политической мудрости, если он сам отведет свою кандидатуру с поста председателя Нобелевского комитета, – заявила руководитель «Фремскридспартиет» Эрна Сульберг. – В таком случае ему не придется совмещать две роли, которые могут противоречить друг другу. Например, ему будет затруднительно рекомендовать на премию борцов за мир из России, поскольку Москва поддержала его выдвижение на пост председателя Совета Европы». Г-жа Сульберг также крайне негативно относится к присвоению премии мира американскому президенту. Критики считают, что Ягланд «всучил скрытую взятку» Обаме, надеясь, что Белый дом взамен будет поддерживать инициативы Совета Европы.

Голоса протеста по поводу продолжения выполнения Ягландом «нобелевской миссии» раздаются и из рядов его собственной Рабочей партии (он ранее являлся ее председателем). «Нобелевский комитет должен быть независим, насколько это возможно, – заявила парламентарий от «Рабочей партии» Ева Кристин Хансен. – Конечно, Ягланд и сам обдумывал эту проблему, но ему следует еще раз хорошенько проанализировать свою ситуацию. Его двойной пост посылает неправильный сигнал окружающему миру». Критики «главного нобелевца» Норвегии, как справа, так и слева, собираются вынудить его добровольно подать в отставку, а если это не получится, инициировать слушания в Рабочей партии и парламенте по поводу отвода его кандидатуры.

Новый шквал протестов обрушился на Ягланда сразу после объявления очередного лауреата премии мира в минувшую пятницу. Когда имя Барака Обамы было произнесено на торжественной церемонии в нобелевском здании в Осло, шокированная аудитория ответила гробовым молчанием. Лишь когда формулировку повторили по-английски, собравшиеся пришли в себя и ответили вежливыми аплодисментами. Еще никогда в истории, как писали скандинавские СМИ, лауреатом не становился человек, ничего практически не свершивший и «кормивший» мир лишь одними обещаниями.

«Я не знаю более подходящего кандидата, чем Барак Обама. Он отвечает не только духу, но и букве завещания Альфреда Нобеля, – отбивался от недовольных Ягланд. – Став президентом США, он отправился в Каир, чтобы начать диалог с исламским миром, он внес резолюцию в Совет Безопасности ООН о сокращении атомных вооружений, он возобновил контакты с режимом в Иране, проявил активность в решении ближневосточной проблемы, отказался от идеи размещения ракетного щита в Восточной Европе». Ни одно из этих заявлений не убедило возмущенных оппонентов. По их мнению, важна реальность. А она такова, что США ведут войну в Афганистане, которой не видно конца, и по-прежнему держат по всему миру пленников, заподозренных в связях с террористами.

БАРАК ОБАМА САМ «ВНЕС ЯСНОСТЬ»

Вручение Нобелевской премии мира Бараку Обаме встретило в мире неоднозначную реакцию – от бурных восторгов до не менее бурного недоверия и глубокого разочарования. Особенно интересна позиция лауреатов этой премии прежних лет. Экс-генсек ООН Кофи Аннан (2001), например, и религиозный деятель из ЮАР Десмонд Туту (1984) решение Нобелевского комитета одобрили и похвалили. А вот бывший президент Польши Лех Валенса, получивший награду в 1993 году, придерживается иного мнения: «Так быстро? По-моему, чересчур рано, он пока не внес никакого вклада в дело мира». Сам лауреат выразил «удивление» неожиданным решением Нобелевского комитета и пообещал отдать миллион с третью долларов, которые получит в декабре, на благотворительные цели. «Хочу внести ясность,– подчеркнул Барак Обама.– Я рассматриваю это не как признание моих заслуг, а как признание лидерства Америки в деле осуществления устремлений и чаяний людей, живущих в разных странах».
Сергей ЛАВИНОВ

"