Posted 11 октября 2004,, 20:00

Published 11 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Гурий Марчук

Гурий Марчук

11 октября 2004, 20:00
На днях в Москве состоялось заседание Объединенного совета Комплексной долгосрочной программы (КДП) по российско-индийскому сотрудничеству в науке и технике. На вопросы «Новых Известий» отвечает сопредседатель КДП с российской стороны академик Гурий МАРЧУК.

– Гурий Иванович, КДП вы придумали?

– Не я, а Индира Ганди. В 80-е годы мне было поручено сопровождать ее в поездке по СССР. Она взяла с меня слово, что я побываю в Индии с группой наших ученых. Через месяц пришло приглашение. А по приезде она дала свой самолет, и мы облетели главные научные центры.

– С чего начиналась КДП?

– Мы выбрали медицину. Точнее – вакцину против полиомиелита, который был чудовищной проблемой для Индии. А у нас была отличная вакцина – поначалу речь шла о закупке ее у нас. Но индийцам требовались миллионы доз, поэтому они поставили вопрос о создании предприятия по производству вакцины. Мы договорились с Минздравом, с правительством, передали чертежи, отрядили людей строить комбинат около Дели. Но в Индии – как у нас: стоит что-то начать – сразу всплывает если не политика, так чья-то корысть. Противники проекта заключили контракт с Бельгией. Мотив: для нашей вакцины нужны обезьяны – а они в Индии священные, их трогать нельзя.

– Откуда же в Бельгии обезьяны?

– Бельгия импортировала их из Чили, а потом отправляла в Индию готовую вакцину. Денег стоило огромных, но кончилось тем, что мы им передали технологию…

– А как же обезьяны?

– Комбинат по производству вакцины мы сдали, а экстракт они закупают в Бельгии. Вот так. Прошло почти 20 лет, позади чуть не две сотни проектов, но тот первый шаг, вакцина от полиомиелита, с самого начала сориентировал сотрудничество на наглядную пользу. Это сильно повысило рейтинг Программы.

– Как выглядит все это сегодня?

– Для академии – это единственная двусторонняя программа, которая существует 20 лет и по-прежнему внесена в бюджеты двух стран. Хотя и наша страна уже не та, да и Индия изменилась. Сейчас в Индии закладывается много новых научных центров. В них возвращаются ученые, которые раньше массами выезжали заграницу: им дали лаборатории, хорошие деньги. От обмена учеными мы давно перешли к координации исследований, стали создаваться исследовательские центры по приоритетным направлениям. В Москве уже три года работает Российско-индийский центр передовых компьютерных исследований, для которого Индия поставила суперкомпьютер «ПАРАМ-1000», в Аллахабаде начал действовать Российско-индийский центр биотехнологий. Недавно в Москве создан Российско-индийский центр аюрведических исследований.

– А почему вы заинтересовались древней медициной?

– Ну, это история давнишняя. Когда-то в наш Академгородок приехал Голдан Ленхобоев, который лечил средствами индо-тибетской медицины. Я обратил внимание, что от разных болезней он назначает одни и те же лекарства, а один порошок дает буквально всем. Меня это заинтересовало, и я спросил – что это такое? Иммунный стимулятор? Да, говорит, по-вашему это именно иммунный стимулятор. Этот разговор положил начало серьезному исследованию древней медицины современными методами. Вообще, будущее – за конвергенцией древних научных систем медицины Востока – аюрведы, китайской и тибетской – и той, которую можно назвать медициной Запада. Где не сможет помочь одна система – будет помогать другая. А языком-посредником между научными системами медицины Востока и Запада, с моей точки зрения, должен быть язык математики.

– Возможно ли взаимовыгодное сотрудничество в науке? Мы ведь не в СССР…

– Фундаментальная наука глобальна по своей природе, она не имеет границ. Теорема, которую где-то кто-то доказал, – достояние всей науки. Авторство, конечно, имеет значение лично для человека, но для науки нужны объединенные усилия. Они-то и толкают ее вперед. Хотите пример? Наши ученые на шельфе Северного Ледовитого океана нашли соединения метана с водой. Газогидраты. Если убрать воду, а это очень просто делается химическим путем, то будет метан, газ. Энергетический ресурс, который может заменить атомную энергию. Потом газогидрат обнаружили на дне Бенгальского залива и в Аравийском море. А вообще запасов газогидрата в десятки раз больше, чем нефти, и эти запасы пока не тронуты. Наши ученые уже поняли, как его добывать. Теперь совместно с индийцами будет делаться промышленная установка для получения газа. На разработку безопасной технологии обе стороны выделили 32 миллиона долларов. Хотя, чтобы справиться с таким проектом, КДП пора выходить на новый уровень – привлекать частный капитал.



Справка «НИ»

Гурий МАРЧУК стоял у истоков отечественной атомной энергетики. Был одним из зачинателей Сибирского отделения Академии наук и Академгородка, где организовал знаменитый Вычислительный центр. Занимал посты зампредседателя Совета Министров и председателя Госкомитета по науке и технике, а с 1986-го по 1991-й был президентом Академии наук СССР. К этому перечню необходимо добавить еще более внушительный круг его научных интересов – от фундаментальных проблем вычислительной математики до многочисленных ее приложений в таких областях, как теория климата и общей циркуляции атмосферы и океана, математического моделирования окружающей среды, расчет ядерных реакторов, а в последние годы еще и математические проблемы глобальных изменений.

"