Posted 11 сентября 2014,, 20:00

Published 11 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:12

Updated 8 марта, 04:12

Сильный ход слабого пола

Сильный ход слабого пола

11 сентября 2014, 20:00
Недавно в Японии поменялся состав правительства. Казалось бы, ничего особенного: на то она и демократия, чтоб чиновники не сидели на своих постах вечно. И все же нынешнюю ротацию в Кабинете министров многие в Стране восходящего солнца и за ее пределами не без оснований назвали революционным событием. И все потому, что

Нельзя сказать, что нынешняя Япония – такая уж патриархальная страна. Во многих отношениях современнее государства не сыскать во всем мире. Но есть сфера, где японцы во многом остаются верны традиционным представлениям, которые, скажем, в Западной Европе покажутся неприличными, а то и дикими.

Нет, в Японии женщин не заставляют ходить в парандже и не принимают законов, как-то ограничивающих их права. Просто с юности дамам дают понять, что их место в жизни – второе. После мужчины, естественно. И это неписанное правило в Японии неукоснительно соблюдается. Если встретите здесь здоровенного дядьку, за которым его супруга тащит большую сумку, не удивляйтесь. Такое здесь бывает. Не увидите вы и японца, уступающего даме место в лифте. Зато, если познакомитесь с работой японского офиса, можете встретить явление, совсем не вяжущееся с современной европейской трудовой этикой, а именно – разрешение на брак, которое выдает начальник своей подчиненной (но не подчиненному!).

В наше время такого рода бумага – дань традиции, не более. Ведь в Японии совсем недавно и разрешение родителей на брак их чад, коим не исполнилось 20 лет, стало необязательным. Для регистрации в мэрии достаточно лишь свидетельства двух родственников, один из которых должен быть обязательно японцем, если будущий муж или жена – иностранец. А уж правом милостивейше дозволять своей подчиненной выйти замуж пользуются разве что престарелые боссы в частных компаниях, люди, так сказать, «старой закалки», кому уж не привыкнуть к новым веяниям. Да и они, будь у них даже такое желание, на практике вряд ли смогут помешать своей сотруднице сочетаться браком с тем, с кем она пожелает.

Это раньше, когда женщин брали на работу преимущественно по краткосрочным контрактам, уволить ее было делом простым. А сейчас, когда в прочных рядах постоянных работников (кого выгнать для начальника – себе дороже: и профсоюз взбеленится, и щедрые отступные платить придется) представительниц слабого пола хоть отбавляй, нарываться на неприятности из-за какого-то там разрешения на брак никто и не рискнет. Это не говоря уже о том, что современные японки, как правило, вовсе не рвутся замуж. Одинокая дама за тридцать в крупных мегаполисах в Японии не исключение из правил, а прямо-таки норма – благо, найти работу, позволяющую обеспечить себя, для образованной женщины нынче не проблема.

И, тем не менее, то, насколько далека Япония от европейских стандартов в сфере взаимоотношений полов, в полной мере можно ощутить в провинции этой страны. Не случайно именно на нее приходится самый большой процент разводов при межнациональных браках. Очень трудно привыкнуть, скажем, нашим соотечественницам к японским свекровям (каковые в деревнях, как правило, живут вместе с семьей сына), которые руководствуются во взаимоотношениях с невесткой принципом «я начальница – ты дура».

Иногда сельский «антифеминизм» имеет прямо-таки зримое воплощение. В японской деревне зачастую можно встретить горбатых пожилых женщин. Причина прозаична: считается, что сажать рис – дело женское. Бывает, в деревне можно увидеть, как согнутая в три погибели дама вместе с другими представительницами женского пола в резиновых сапогах и на солнцепеке сажает рассаду на залитом водой рисовом поле. А рядом, в тенечке, сидит ее муж. Раздает, так сказать, руководящие указания.

Кстати, и в городе на руководящих постах представительницы слабого пола встречаются крайне редко. Прямых запретов, разумеется, нет, но и квот на представительство женщин (явление обычное в Европе) в советах директоров фирм здесь не бывает. Кстати, великим достижением местного феминизма считаются отдельные женские вагоны в метро, где дамы защищены от мужских приставаний. Возможно, это единственная «женская привилегия» в стране. Тем необычнее для японцев был внушительный «женский десант» в правительство, в коем, кстати, заметное место занимает Йоко Обути, дочь бывшего премьер-министра Кэйдзо Обути. Ей не только достался очень важный в нынешних условиях пост министра экономики. Судя по поведению нынешнего главы правительства Синдзо Абэ, создается впечатление, что Йоко Обути готовят в его преемники. Так что, в Японии грядет «женский век»? Поживем – увидим…

"