Posted 11 августа 2013,, 20:00

Published 11 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:45

Updated 8 марта, 04:45

Принудительный отдых

11 августа 2013, 20:00
Итальянский автогигант Fiat судится с профсоюзом собственных работников FIOM-CGIL. Камень преткновения – новые трудовые договоры, которые предлагает своим работникам компания. Договоры позволяют упростить процедуру увольнения, покончив с необычной для Италии ситуацией, когда тысячи работников находятся в бессрочных опл

Руководство Fiat уже обговорило с другими профсоюзами введение новых трудовых договоров в обмен на инвестиции на территории Италии, которые должны увеличить число рабочих мест. Однако профсоюз FIOM-CGIL отказался идти на уступки и обратился в Конституционный суд. В ответ администрация автогиганта вообще приостановила дальнейшие инвестиции в свои итальянские предприятия. По словам президента Fiat Серджио Марчионне, компания хочет дождаться решения суда, а потом уж вкладывать деньги во что бы то ни было.

А пока в Италии существует весьма непривычная даже для этой страны ситуация: тысячи рабочих не трудятся, но при этом получают зарплату, пусть и не в полном объеме. Ведь они формально считаются не уволенными, а отправленными в бессрочные оплачиваемые отпуска. Схожая ситуация и во многих других европейских странах. Это объясняется стагнацией автомобильного рынка. В Старом Свете машины раскупаются сейчас так вяло, что почти половина автозаводов, по информации консалтинговой компании Alix Partners, работают на минимальной мощности – 75%, чтобы не быть убыточными. Автопредприятия, работающие ниже этой отметки, находятся в основном в Италии, Франции и Испании, экономики которых сильно затронул кризис. Почему же, несмотря на падение продаж машин, Fiat и остальные европейские автопроизводители не последовали примеру американских коллег-конкурентов и не стали увольнять сотни тысяч рабочих? Власти европейских стран очень не хотят, чтобы ряды безработных пополнили еще и десятки тысяч автомобилестроителей. К тому же к искам уволенных благосклонно относятся в европейских судах, да и профсоюзы, которые в Европе значительно сильнее, чем в Америке, бдительно стоят на охране интересов своих членов.

Есть и другие нюансы. Во Франции, к примеру, PSA Peugeot Citroen занял у правительства 7 млрд. евро, а в Renault SA и вовсе 15% акций принадлежат государству. В итоге автопроизводители континента вынуждены терять миллиарды евро, оставляя в штате рабочих, которые им больше не нужны. В 2007–2014 годах они закрыли и еще закроют лишь семь заводов. Между тем ждать перелома в делах придется долго. Большинство экономистов сходятся во мнении, что ситуация в европейском автопроме изменится в лучшую сторону еще не скоро.

В этих условиях автопроизводители всячески снижают затраты и повышают эффективность производства. Кроме этого, администрации автокомпаний продают активы. Деньги они вкладывают в производство только на развивающихся рынках, где низкая зарплата и высокий спрос на автомобили. Помогает остаться на плаву и восстановление автомобильного рынка в США. В планах того же Fiat – сборка на заводе в Мирафиоре и крайслеровских «джипов», которые будут продаваться в Америке. А некоторые автопроизводители все же намерены преодолеть противодействие властей и профсоюзов и пойти на массовые увольнения. Renault, к примеру, несмотря на противодействие правительства Жан-Марка Эро, уже объявил о том, что намерен к 2016 году сократить 7,5 тыс. рабочих мест. Эти бизнесмены с надеждой смотрят на борьбу Fiat c профсоюзами, надеясь также победить «неудобных» защитников интересов трудящихся.

"