Posted 11 августа 2010,, 20:00

Published 11 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:54

Updated 8 марта, 06:54

С миру по нитке

11 августа 2010, 20:00
Президент Эквадора Рафаэль Корреа подписал соглашение с Программой развития ООН, которая станет независимым администратором фонда, куда будут поступать деньги для этой южноамериканской страны. Платить ей будут за то, что она не будет добывать нефть на территории национального парка, объявленного ЮНЕСКО всемирным резерв

В то время как развитые страны придумывают сложные системы квот на вредные выбросы в атмосферу, которые позволят и дальше загрязнять планету, Эквадор предложил более простой и надежный способ борьбы с глобальным потеплением – просто не добывать нефть. Правительство этой южноамериканской страны обещает не трогать почти пятую часть своих запасов «черного золота» при одном условии – богатые страны должны хотя бы частично компенсировать Кито упущенную выгоду.

Речь идет о 846 млрд. баррелях сырой нефти, которые залегают в трех полях на 1700 кв. км национального парка Ясуни, расположенного в самом центре эквадорской Амазонии. В 1989 году ЮНЕСКО признало его всемирным резервом биосферы планеты. На 1 га этого заповедника можно найти больше видов деревьев, чем в США и Канаде вместе взятых. В Ясуни обитают 105 видов амфибий, более 500 видов птиц, 200 разновидностей млекопитающих и бесчисленное множество насекомых и растений. Кроме того, национальный парк – место проживания двух последних индейских племен, которые не поддерживают никаких контактов с цивилизацией – тагаери и тароменане.

Предложение не добывать нефть в Ясуни поддержали «Гринпис» и Всемирный фонд дикой природы (WWF), а также ряд членов ОПЕК, в которую входит и сам Эквадор. Взамен Кито запросил у международного сообщества 3,6 млрд. долларов – как минимум половину стоимости оставленной в земле нефти по ее рыночной цене. Эти деньги правительство намерено направить на проекты, связанные с возобновляемой энергией, программу восстановления лесов, социальные нужды.

При этом эквадорцы не требуют всю сумму сразу, а готовы растянуть получение компенсации на 10 лет. Странам-донорам выдадут гарантированные сертификаты Ясуни (CGY). Если какое-нибудь эквадорское правительство в будущем начнет добывать нефть в парке, то сертификат позволит владельцам получить назад деньги с процентами. В случае успешного осуществления проекта он может быть применен в таких странах, как Колумбия, Перу и Филиппины, которым сейчас тоже приходится выбирать между добычей нефти и защитой очень важных экосистем. «Через 10 лет такой проект будет правилом», – уверена министр культурного и естественного наследия Эквадора Мария Эспиноза.

Идея не добывать нефть в Ясуни родилась еще в 2007 году. В конце прошлого года президент Рафаэль Корреа совершил поездку по Великобритании, Франции, Швеции и Канаде, чтобы заручиться поддержкой перед декабрьским саммитом по глобальному потеплению в Копенгагене. Однако ни одна из этих стран не дала твердых обещаний. Но на днях г-н Корреа подписал соглашение с Программой развития ООН, которая станет независимым администратором фонда, куда будут поступать деньги. Главный сторонник проекта – Германия, уже готовая внести около 50 млн. долларов. Ее примеру намерены последовать Бельгия, Испания, ряд других европейских стран.

«Эквадор начал экспортировать нефть в 1972 году, – рассказал журналистам д-р Ларреа. – Сейчас нефть составляет свыше 60% всего экспорта. Так что «запереть» 20% своих нефтяных запасов – смелое решение, но мы не можем его осуществить без международной поддержки». Поэтому в Кито не намерены бесконечно ждать денег. Правительство страны пообещало: если не получит как минимум 100 млн. долларов к декабрю 2011 года, то оставит за собой право отказаться от этого проекта.

"