Posted 11 августа 2008,, 20:00

Published 11 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:59

Updated 8 марта, 07:59

«Надеялись, что все закончится»

«Надеялись, что все закончится»

11 августа 2008, 20:00
Вчера из разрушенной столицы Южной Осетии Цхинвали шла эвакуация последних беженцев. Среди жителей есть те, кто до последнего момента не желал покидать свои дома, надеясь, что война закончится. В свою очередь, из Владикавказа в Цхинвали едут колонны с военной техникой и автобусы, полные пустых гробов. Этот груз предназ

По изломанной гусеницами танков федеральной трассе из Владикавказа в Цхинвали несется тяжелая военная техника вперемешку с грузовиками и внедорожниками МЧС России. Спасатели везут в Цхинвали гуманитарную помощь. Но путь из югоосетинского поселка Джавы в столицу региона, составляющий 40 км, занял у них пять часов. Как выяснилось вечером, задержка произошла из-за грузинского самолета, который прорвался к Цхинвали.

Только во второй половине понедельника сотрудники МЧС начали устанавливать два госпиталя и палаточный лагерь для тех, у кого разбомбили дома. «Мы привезли в Цхинвали 52 тонны муки, сахара, круп – продовольствие для пострадавших жителей», – рассказал «НИ» заместитель главы МЧС России Павел Плат.

Федеральная трасса очень оживлена. Из танков выглядывают утомленные военные. Российские и южноосетинские солдаты повязывают белые ленточки на правой руке. На повязки были пущены эластичные бинты. «Так мы можем отличить своих от грузин, иначе можем запутаться, мы ведь все в камуфляже, – рассказывает «НИ» солдат-срочник Олег, прибывший во владикавказскую часть из Свердловской области. Его родители не знают о том, что он сейчас в Грузии. – Я родителям ничего не сказал, они ведь будут слишком волноваться. Здесь все серьезно, несмотря на то, что нам, срочникам, доверят только сопровождать машины и беженцев до Цхинвали и обратно, во Владикавказ». Белая ленточка и российский флаг развевались и на огромном американском бронетранспортере, двигавшемся вместе с колонной. Как оказалось, его россияне отвоевали у грузин. Гордые солдаты щеголяли на нем от Джавы до Цхинвали, демонстрируя трофей.

Навстречу из Грузии каждые пять минут двигались автобусы с беженцами. Но встречались осетины, которые шли пешком. Взгляд притягивала фигура рослой женщины. За ней следовал мужчина с ружьем, ее дальний родственник. «Я не знала, где собирают беженцев, и решила сама уйти из Цхинвали», – пояснила «НИ» эта женщина по имени Наира Хавребова. Она, как и некоторые пожилые люди, не хотела уходить из города. «Мы до последнего надеялись, что война прекратится, – рассказывает Наира Хавребова. – 7 августа, когда начался обстрел, мы спустились в подвал дома. Как утихало, мы поднимались наверх, но стрельба опять начиналась. После одного из взрывов, который прогремел у нашего дома, у всех началась паника. В суматохе я потеряла всех родственников. Где они сейчас, не знаю». Наира думает добраться до соседнего села. Однако сделать это будет трудно – в этом районе грузинские села идут вперемешку с осетинскими.

Особенно заметно это смешение на трассе, которая проходит через села. В грузинском селе Тамарашени каждый третий дом горел открытым пламенем. Их поджигают югоосетинские ополченцы. «Грузины разрушили все наши села, что нам остается делать, как не ответить тем же. Но мы поджигаем дома только тех людей, которых подозреваем в нападении на нас», – сказал «НИ» молодой осетин с автоматом наперевес, двигавшийся вместе в российскими военными. Ополченцев тут много. Часть передвигается на бронетранспортерах, а многие просто разъезжают на легковых автомобилях. От профессиональных военных их отличает нездоровый блеск в глазах.

В самом Цхинвали над головой постоянно летают вертолеты, слышны выстрелы, скорее всего, это – российская бронетехника, так как стрельба ведется недалеко. Отовсюду пахнет гарью. Многие дома разрушены, от некоторых остался лишь фундамент. Несколько автобусов собирают последних беженцев – женщин и стариков. Мужчины-осетины остаются, они провожают семьи, а затем возвращаются, чтобы защищать свой город. На многих улицах практически не видно горожан. Теперь вместо местных жителей – военные, спасатели, врачи и журналисты с камерами. Госпиталь и лагерь МЧС развернулся рядом с четырехэтажным зданием больницы. В окнах больницы нет стекол. На втором этаже зияет огромный пролом в стене. Специалисты говорят, что это последствия выстрела из гранатомета. «Еще 7 августа после начала бомбежек врачи быстро перенесли пациентов в подвал, – рассказывает «НИ» старшая медсестра больницы Марина Тадиева. – Я и несколько врачей находились дома. Но, услышав выстрелы, тут же побежали в больницу. Было страшно – вокруг все взрывалось. В подвале приходилось работать в жутких условиях – не было ни света, ни воды, стояла жуткая вонь. Мы не могли даже трупы вынести в морг. Так пришлось прямо под окнами больницы похоронить одну женщину, 68-летнюю бабулю Кулумбегову. Она скончалась из-за серьезного ранения». Сейчас на могиле старушки – под деревом у больницы – стоит деревянный крест.

Вчера в разрушенной больнице был праздник. Одна из пациенток – Шорена Кучеева родила мальчика. Когда началась бомбежка, она сидела со своими родителями в подвале своего дома в селе рядом с Цхинвали. У девушки начались схватки. «Скорая помощь», несмотря на бомбежки, ответила на вызов. Шорену поместили в подвал больницы, где уже сидели врачи и пациенты. «Я очень счастлива, что я родила сама, и не понадобилось кесарево сечение, потому что не было ни света, ни воды», – рассказала «НИ» Шорена. Сейчас она все еще находится в подвале больницы и при свете свечи смотрит на своего сына. Она пока не придумала, как его назвать, но хочет, чтобы имя мальчика связывалось с победой.

"