Posted 11 июля 2007,, 20:00

Published 11 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:34

Updated 8 марта, 08:34

Последняя битва «тюркских евреев»

11 июля 2007, 20:00
В нарушение украинского закона «О реституции» уникальные памятники караимской культуры в Крыму, включая древние храмы (кенасы), используются под бары, киностудии, дискотеки. Чтобы окончательно не исчезнуть с лица земли, крымские караимы безуспешно пытаются вернуть себе хотя бы часть отобранной у них во времена СССР соб

Караимы – народ уникальный. Наследники Хазарского каганата – империи, простиравшейся тысячу лет от Северного Кавказа до Тавриды, они в отличие от своих тюркских сородичей исповедуют не ислам, а караизм. Это сектантское движение в иудаизме, возникшее в VIII веке на Ближнем Востоке. Отрицание устного иудейского предания – Талмуда и упор на моральное совершенствование сближает последователей этого учения с христианами. О былом величии караимской цивилизации свидетельствуют удивительные пещерные города, вырытые в недрах крымских гор – Чуфут-Кале, Мангуп, стройные кенасы, дошедшие до нас уникальные списки Торы, легенды и сказания о «тюркских евреях». Но сейчас этот некогда могучий народ оказался на грани исчезновения.

Как сообщил «НИ» председатель Севастопольской ассоциации крымских караимов «Фидан» Евгений Баккал, «Караимов во всем мире осталось менее 2000 человек. Из них половина живет на Украине, в частности в Крыму. Другие разбросаны по всему миру, включая Израиль, Австралию, Канаду. По критериям ЮНЕСКО народ, насчитывающий менее 1 млн. человек, считается вымирающим. Нас, караимов, осталось уже совсем мало».

Одна из причин стремительного сокращения численности караимов, еще накануне революции составлявших значительный процент населения Крыма, – коррупция и бездушное отношение чиновников к сохранению караимского наследия. В годы СССР, когда шла борьба с религией, у караимов Крыма были отобраны их молельные дома – кенасы и другая собственность. О тех тяжелых временах свидетельствует огромная гипсовая пятиконечная звезда красного цвета, налепленная прямо на караимскую звезду Давида на фасаде симферопольской кенасы. В наше время уничтожение караимского наследия осуществляется не столь варварски. Но не менее эффективно.

Согласно украинскому закону «О реституции», караимам был возвращен храм в Евпатории. Однако, как автор этих строк мог лично убедиться, в помещении, например, симферопольской кенасы вольготно расположилась местная телекомпания. При этом старинное здание пришло в полный упадок – штукатурка висит лохмотьями, по стенам не ремонтировавшегося многие годы помещения идут трещины.

Главное бывшее молельное здание караимов Севастополя на улице Большая морская оккупировали бар, агентство недвижимости и еще куча других коммерческих структур, не имеющих никакого отношения к прямому назначению кенасы. То есть служению в них верующих Богу. Между тем молельный дом в Севастополе был построен на средства караимской общины и по закону «О реституции» должен быть возвращен исконным владельцам. Однако сделать это будет не так просто. Закон – законом, а земля в самом центре Севастополя, где стоит кенаса – самая дорогая в городе. Стоимость квадратного метра здесь доходит до 5 тыс. долларов. Так что борьба предстоит жесткая. Пока что, как сказал Евгений Баккал, караимам «удалось лишь отстоять право служить свои религиозные службы на древнееврейском языке по большим праздникам». Однако как это сделать в здании, где вольготно расположился пивной бар, честно говоря, не совсем понятно.

Разрушен ранее принадлежавший караимам дом близ старинного «еврейского» кладбища (этот народ многие севастопольцы ошибочно принимают за евреев). Сейчас на месте памятника материальной культуры исчезающего племени расположилась бензоколонка. О сровненном с землей пару лет назад особняке нынче напоминает лишь мраморная доска с надписью «Здание построено на средства Севастопольского караимского общества в 1909 году». Хозяева бензоколонки, уничтожившие один из последних памятников караимской цивилизации, «заботливо» передали мраморную доску Севастопольской ассоциации крымских караимов. И теперь она украшает покосившуюся стену их старинного кладбища.

На вопрос корреспондента «НИ» – почему же крымские караимы так безропотно наблюдают за стиранием с лица земли последних памятников своей цивилизации, – Евгений Баккал грустно ответил: «Наверное, потому, что мы веками жили в условиях иноземного владычества, и привыкли с почтение относиться к власти». Действительно, крымских караимов веками угнетали сначала татарские ханы, затем турецкие султаны. Именно поэтому присоединение Крыма к России в XVIII веке было расценено ими как долгожданное освобождение. В православном царе они видели своего покровителя и во многом – единоверца. Караимы почитают Иисуса как пророка, что позволяет им говорить о своей близости христианам. Доверие русских царей к этому малому народу было таково, что когда самодержцы совершали путешествие по Крыму, то предлагаемую почетным гостям еду в караимских домах никогда не проверяли на возможное наличие яда. Таково было доверие к крымским союзникам России.

"