Posted 11 мая 2015,, 21:00

Published 11 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:00

Updated 8 марта, 04:00

«Он изменил облик страны»

«Он изменил облик страны»

11 мая 2015, 21:00
10 мая в Азербайджане отметили день рождения Гейдара Алиева – национального лидера и основателя современного азербайджанского государства. Приняв страну в период полной разрухи и упадка, Гейдар Алиев оставил ее одной из самых благополучных на всем постсоветском пространстве. И это признают не только в странах СНГ, Пере

Имя Гейдар переводится с арабского как «идущий, шагающий впереди». Мистическим образом оно оказало влияние на всю жизнь и карьеру своего обладателя. Человека, благодаря которому новое государство – Азербайджан, только что появившееся на карте мира, стало успешно развиваться, повышая с каждым годом индекс эффективности по многим параметрам мирового рейтинга.

Это было тревожное время, когда страну, объявившую о своей независимости в октябре 1991 года, начали раздирать внутренние конфликты и клановые распри. Предыдущие правители привели экономику к стагнации, а «Народный фронт» вкупе с «пламенным революционером» Абульфазом Эльчибеем ввергли весь народ в политический хаос.

Многие эксперты сегодня сходятся во мнении, что если бы не возвращение летом 1993 года Гейдара Алиева, то Азербайджанская Республика тогда перестала бы существовать. Так же как ее предшественница – Азербайджанская Демократическая Республика, век которой оказался по историческим меркам очень короток – всего два года (1918–1920).

И в начале века, и в начале девяностых не была сформирована устойчивая политическая власть, найдена объединяющая национальная идея, устраивающая представителей всех территорий. А вспыхнувшее в Нагорном Карабахе противостояние переросло в перманентную гражданскую войну, грозившую потерей не только отдельных земель, но и самой государственной независимости.

Историкам еще предстоит изучить богатое наследие Гейдара Алиева, особенно его деятельность в период тектонических сдвигов, происходивших в геополитическом пространстве Советского Союза, и его роль в демократизации постсоветского общества.

Но это было потом, а чуть раньше Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов буквально выдернул Гейдара Алиева из Баку, предложив высокий пост в Совмине. После брежневской эпохи Юрий Владимирович нуждался в поддержке близких и проверенных людей для укрепления своих позиций в Политбюро. Понимал, что вокруг не так много единомышленников, готовых поддержать в случае необходимости. В Алиеве он видел именно такого человека.

В своем давнем интервью газете «Новые Известия» Гейдар Алиевич вспоминал те события: «У нас были близкие, даже дружеские отношения, и все же я сказал: «Юрий Владимирович, разрешите остаться в Баку?» Но Андропов настоял, и я переехал, стал первым заместителем председателя Совета Министров СССР».

Чингиз Айтматов:

«Ценный духовный памятник, воздвигнутый во имя великого и могучего сына тюркского мира, выдающегося государственного деятеля, гения, у которого мы все всю жизнь будем черпать уроки жизни, преисполнил мое сердце чувством гордости».

Однако не многие знают, что Гейдар Алиев был не только ключевой фигурой в правящем советском ареопаге, но и одним из главных претендентов на пост генсека КПСС. По сути, главы крупнейшей мировой державы. Слухи о возможности его назначения активно обсуждались в середине восьмидесятых, после череды скоропостижных уходов нескольких «кремлевских старцев».

Гейдар Алиев на их фоне выглядел довольно моложавым и энергичным человеком. Тем более что его знали как одного из самых известных в стране функционеров и талантливых управленцев, который при этом пользуется огромным уважением за рубежом. Особенно в странах Азии и Африки, являясь, по сути, проводником советской политики в восточном направлении.

Гейдар Алиев часто выезжал даже с риском для жизни, как сейчас говорят, в регионы с нестабильными режимами. Побывал во Вьетнаме, где только что закончились военные действия, в Сирии в самый разгар конфликта между президентом Хафезом Асадом и палестинскими радикалами, в воюющей Анголе, терзаемой террористическими группировками. Блестяще умел договариваться с любым оппонентом на любом дипломатическом уровне. Поэтому масштаб его личности проявлялся и на международной арене.

Кстати, гипотезу о несостоявшейся кремлевской карьере Алиева подтверждает любопытный эпизод, имевший место во время его визита в США. Рассказал о нем в своей книге журналист Андрей Караулов. Гейдар Алиевич гостил у четы Клинтонов в резиденции Кемп-Дэвид, когда к ним на небольшой моторной лодке приехал Джордж Буш-старший, чтобы пригласить его к себе на ранчо. Причем прибыл один, без всякой охраны. «Как мы боялись, мистер Алиев, – признался тогда Буш, – как мы боялись, что вы возглавите… Советы…»

Фото: EPA

Президенту США наверняка докладывали, что Политбюро всерьез рассматривает кандидатуру Алиева на роль генсека.

Не случайно же после смерти очередного кремлевского вождя Михаил Горбачев подошел к Гейдару Алиеву перед экстренным заседанием Политбюро и сказал: «Товарищи считают… вы должны возглавить комиссию по похоронам…»

В тех условиях похоронная комиссия воспринималась как заявка на верховную власть в стране. Но Алиев категорически отказался. Случись так, кто знает, в какой бы стране мы сегодня жили!

Известного российского политолога однажды спросили, правда ли, что если бы не Горбачев, а Гейдар Алиев сменил Черненко, то СССР бы не развалился, а стал бы развиваться по китайской модели? «Мне сложно рассуждать об истории в сослагательном наклонении, – ответил эксперт. – Но это был волевой, принципиальный человек. За тот период, когда Гейдар Алиев был первым заместителем председателя Совета Министров СССР, он сделал очень многое и всегда находился там, где очень тяжело».

Как это странно ни прозвучит, но всесильный шеф КГБ Юрий Андропов сыграл судьбоносную роль в карьере Алиева не только при своей жизни, но и после смерти. Вскоре после этого Гейдар Алиевич попал в опалу и был вынужден уйти в отставку. Затем в течение нескольких лет считался невыездным и только летом 1990 года добился возвращения на малую родину.

Период второго пришествия политического тяжеловеса в Азербайджан совпал с драматическими событиями. Гейдар Алиев так рассказывал о сложившейся тогда неординарной ситуации: «Здесь была гражданская война, друг в друга стреляли. У каждого был свой вооруженный отряд. Понадобилось два с половиной года, чтобы навести порядок...»

Глава Центра стратегических исследований МГИМО профессор Станислав Чернявский в своем интервью вспоминал о том периоде: «Мне как дипломату, работавшему в Азербайджане, всегда было интересно и приятно слушать его речи. Он умел искусно поддерживать баланс сил во внутриполитической жизни страны. Его дела, его поручения, реализацию которых он сам контролировал, меняли облик Азербайджана день ото дня».

Фото: EPA

Владимир Путин:

«Мы все под впечатлением от темпов экономического роста в Азербайджане – 34–35 процентов, и уже не первый год. Это просто удивительно!»

Говорят, что в тот период ему пришлось выдержать мощнейшее давление, чтобы навести порядок в экономике. Оппозиционно настроенные политики и даже депутаты милли-меджлиса настаивали на немедленной приватизации нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности. Они были уверены, что частники будут управлять «нефтянкой» эффективнее государства и принесут в казну больше денег. А может, делали вид, что так считают, на деле готовясь к приватизационному «хапку».

Сегодня многие с ужасом представляют, что бы произошло, если бы бакинская нефть и газ ушли каким-нибудь местным олигархам. Азербайджан на всю жизнь остался бы нищей страной, а в списке «Форбс» появились бы новые миллиардеры, разбогатевшие на каспийской нефти.

Слава богу, этого не случилось и «новые азербайджанцы» не бросились скупать чохом футбольные и волейбольные клубы, яхты, острова и самолеты – вкладывать «нажитые непосильным трудом» миллиарды в чужую экономику, как это сделали российские олигархи.

Годы правления нынешнего президента Азербайджана Ильхама Алиева, к огромному удовольствию простых азербайджанцев – нефтяников, газовиков, транспортников, авиаторов и простых людей, не занятых ни в какой отрасли, – оказались весьма успешными для национальной экономики. По мнению специалиста по Азербайджану Станислава Чернявского, команда Ильхама Алиева, «осознавая ограниченность ­нефтегазовых ресурсов в долгосрочной перспективе, стала уделять повышенное внимание диверсификации экономики. Для этого осуществляются широкие мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса, ведется активное кредитование по линии Национального фонда помощи предпринимательству, в том числе и долгосрочными кредитами, что придало мощный импульс развитию частного сектора».

Евгений Примаков:

«Он унаследовал многие черты отцовского характера и производит блестящее впечатление. Ильхам Гейдарович – широко мыслящий, интеллигентный человек. Как и его отец».

С тех пор прошло уже больше десяти лет, и страну просто не узнать. Вряд ли на всем постсоветском пространстве найдется город красивее Баку! И это не преувеличение. Кто побывал в «стране огней», тот не перестает удивляться фантастическим изменениям, которые здесь произошли. Не случайно столица азербайджанского государства выбрана местом проведения первых Европейских игр – они пройдут в Баку в июне этого года. Участники этого масштабного мероприятия мирового уровня будут приятно удивлены преобразованиями в Баку. Потрясающая набережная с экзотическими насаждениями, вытянувшаяся на десятки километров вдоль Каспия, красивые комплексы, созданные по самым современным технологиям, социальные и коммерческие объекты, торговые центры. И самое главное – люди. Их спокойные и безмятежные лица излучают уверенность и достоинство.

В отличие от многих государств, в том числе России, где провинция долгое время безнадежно деградировала, Баку развивает также регионы, вкладывая деньги в рост промышленности и сельского хозяйства. Бакинцы давно уже импортируют овощи и фрукты в страны Старого Света. Особенно большим спросом пользуются в Европе удивительно вкусные и ароматные азербайджанские помидоры и огурцы.

То есть вопросы продовольственной безопасности здесь решаются давно и всерьез. При этом люди меньше стали уезжать на заработки в другие страны, и даже в Россию. Напротив, инвестиционная привлекательность способствует притоку капиталов обратно в местную экономику.

Азербайджан всегда являлся пространством, на котором представители разных конфессий и народов, особенно русских, живут в атмосфере добрососедских отношений. Несмотря на изменившуюся вокруг геополитическую среду, Ильхаму Алиеву удалось сохранить эту традицию и существовавшие добрососедские связи с Москвой. Можно сказать, страна стала самым надежным стратегическим партнером России в регионе. Русская община Азербайджана является самой многочисленной на Южном Кавказе. 350 школ республики ведут преподавание на русском языке, в каждом вузе имеются русскоязычные факультеты.

Конечно, пока еще рано утверждать, что здесь полностью решены все проблемы, но бесспорно одно – Азербайджан выбрал путь, ведущий к успеху, и реально превратился в регионального лидера Южного Кавказа, играя активную роль в глобальных международных процессах. С позицией Баку по вопросам энергетической безопасности считаются в России и на Западе. Президент Ильхам Алиев определил главные задачи модернизации страны – создание влиятельного государства, современного общества и современного человека – и успешно их решает.

"