Posted 11 апреля 2013,, 20:00

Published 11 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:08

Updated 8 марта, 05:08

Плевать на волков

Плевать на волков

11 апреля 2013, 20:00
«Ламы могут спасти шведских скотоводов от волков!» – эта новость, как лесной пожар, распространилась по всей Швеции, вызвав смешанную реакцию у оленеводов и овцеводов, которые ежегодно теряют сотни своих питомцев из-за нападений серых хищников. Кто-то действительно возлагает надежды на это новое чудодейственное «оружие

Речь пока идет о двух кастрированных самцах лам, которых власти южной шведской губернии Сконе собираются поставить на охрану двух наиболее крупных овечьих стад на своей территории. В прошлом году волки задрали или ранили около четырехсот овец в Швеции, причем больше всех пострадала именно Сконе. Волки уничтожили здесь более сотни крупных домашних животных. Всего в Сконе насчитывается около 50 тысяч овец, и владельцы стад засыпали региональные власти жалобами на бесчинства распоясавшихся хищников.

«Опыт США показал, что ламы ведут себя агрессивно в отношении койотов и пум: они лягаются, кусаются, плюются и этим отпугивают хищников, – говорит руководитель проекта по внедрению экзотических охранников в овцеводческие хозяйства Нильс Карлссон. – Волки, как показывают исследования, опасаются ранений. К примеру, если собака перепрыгивает через препятствие, волк ищет в нем лазейку. Серые берегут свои лапы, при повреждении которых они не выживут. Поэтому они, скорее всего, не пойдут на конфликт с ламами».

По словам Карлссона, сегодня региональные власти платят за каждое задранное хищниками животное три тысячи крон (около 350 евро). Лама стоит как четыре овцы, поэтому это выгодная инвестиция для губернии. Самец «верблюда с Анд» весит порядка 150 кг (волк – около 40 кг), поэтому лама должна, по идее, победить в единоборстве с серым. Кастрировать лам необходимо, поскольку иначе они могут нападать и на защищаемых овец.

«Я рад, что наконец-то взялись за этот перспективный проект. Мои питомцы готовы нести службу по всей стране, стоя на страже овцеводов юга Швеции и оленеводов севера», – оптимистично заявляет Андреас Мартелиус, владелец хозяйства по выращиванию лам из провинции Вэрмланд.

В Швеции, по данным Ведомства по защите дикой природы, насчитывается от 300 до 350 волков. В 60-е годы они были практически уничтожены, но затем взяты на охрану – сначала Швецией, а с 90-х годов и ЕС. С тех пор их численность постоянно растет. Волки первоначально были распространены на севере и в средней части страны, но теперь они пришли и в южные губернии, в том числе Сконе.

Правительство Швеции несколько лет назад уступило давлению скотоводческого лобби, разрешив ежегодный «защитный» отстрел серых в количестве пары десятков. Но тут вмешался Брюссель. В ЕС волки занесены в Красную книгу, и охота на них запрещена. Шведские скотоводы и охотники уверяют, ссылаясь на результаты генетических экспертиз, что скандинавские волки не представляют ценности для сохранения европейского вида. Они выродились в результате кровосмешений, больны, и поэтому их можно безбоязненно отстреливать. «Оздоровляйте популяцию. Завозите волков из России», – рекомендует в ответ шведам Брюссель. Пока до организованного импорта серых дело не дошло, но каждый «перебежчик» с востока воспринимается скандинавскими властями как манна небесная.

Пару лет назад все шведские газеты сообщили своим читателям радостную весть: в лесах губернии Даларна на границе с Норвегией появился русский волк. Зверь прошел более тысячи километров, спасся от браконьеров и машин, чтобы дать новую кровь вымирающей волчьей стае в Швеции. Русский волк или, точнее, волчица все это время была скандинавской знаменитостью. Ее снабдили радиопередатчиком, чтобы следить за перемещениями, власти регулярно оплачивали пострадавшим счета «за питание» гостьи с востока. Стоимость задранных «россиянкой» оленей, овец, а также расходы оленеводов на перегон стад, и государства – на переброску волчицы вертолетом в дикие леса составила почти полмиллиона евро. В конце концов, в этом году «золотую пришелицу», постоянно возвращавшуюся в привычные места охоты, застрелили. «Судьба «русской» показательна как пример полного провала правительства и ЕС в области политики по регулированию численности хищных животных. Брюссель всех гребет под одну гребенку. Где-то в Южной Европе, возможно, надо защищать волков, а в Скандинавии их развелось слишком много», – утверждает Союз охотников Швеции.

Впрочем, есть в стране и те, кто считает, что слухи о вырождении шведских волков безосновательны. Один из таких критиков – норвежский ученый Ларс Товеруд, написавший несколько книг на эту тему. Еще в 80-е годы в Скандинавии не было ни одного волка, а затем неожиданно их число поднялось до 300 единиц. Как такое могло произойти? Ведь легального завоза зверей из-за границы не было. Товеруд утверждает, что правительственные чиновники, экологические организации и несколько частных компаний с севера Финляндии занимаются переправкой русских волков в Швецию и Норвегию. На каждой особи торговцы, по его сведениям, зарабатывают до 15 тысяч евро. «Если бы половину русских волков не убивали браконьеры, людям пришлось бы прятаться от зверей, и отношение к ним быстро бы изменилось», – считает Товеруд.

К счастью, пока в Скандинавии не зафиксировано ни одного случая нападения волков на людей. Серым хватает четвероногой добычи. А значит, правительство будет и дальше не поощрять отстрелы волков, а придумывать все новые способы защиты бизнеса скотоводов. Сегодня это ламы, завтра могут появиться другие, не менее экзотические предложения...

"