Posted 11 апреля 2005,, 20:00

Published 11 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Индия нарасхват

Индия нарасхват

11 апреля 2005, 20:00
Сегодня завершается четырехдневный визит премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Индию. В понедельник он встретился с главой индийского правительства Манмоханом Сингхом, и стороны наконец пришли к соглашению по вопросам границ на спорных территориях. Последние шаги Пекина идут вразрез с его многолетней политикой и явно на

После переговоров Вэнь Цзябао и Манмохан Сингх подписали соглашение «об основополагающих принципах решения территориальных споров». Пекин признал гималайский регион Сикким (на границе с Тибетом) частью территории Индии. Напомним, китайско-индийские отношения остаются напряженными уже полвека из-за пограничных споров. В то время как Пекин претендует почти на всю территорию Аруначал Прадеш на северо-востоке Индии, Дели обвиняет соседа в насильственной оккупации 38 тыс. кв. км в районе Аксай Чин и 5 тыс. 180 кв. км в северном Кашмире. Последние, по мнению индийских властей, были «незаконно» переданы Китаю Пакистаном в 1963 году.

Однако визит Вэнь Цзябао – самый масштабный за последние три года – в Индию на самом деле означает больше, чем просто попытку решить давно наболевшую проблему. Этой поездкой Пекин обозначил новую линию в своей внешней политике, направленную на сближение с Дели. Совсем недавно это казалось невозможным: развитие индийско-китайских отношений после Второй мировой войны – это история соперничества двух крупнейших азиатских держав. В свое время Индия предоставила убежище далай-ламе, который до последнего времени боролся за независимость Тибета от КНР. Штаб-квартира тибетского правительства в изгнании до сих пор располагается в индийском Дхармасале. Пекин же не раз оказывал поддержку Пакистану, извечному сопернику Индии, и даже продавал Исламабаду оружие.

Однако сейчас ситуация изменилась. Китай занимает уже совсем иное место на международной арене, чем 50, 40 или 30 лет назад, и даже костюм региональной державы ему уже мал. Только эту страну США рассматривают как потенциального соперника, способного тягаться с ними в ближайшем будущем. Конечно, Индия с ее 480 млн. неграмотных граждан пока серьезно отстает от соседа, но по темпам экономического развития его обгоняет. Несомненно, в скором времени она еще больше увеличит свое влияние, и это прекрасно понимают главные игроки мировой политики.

Вашингтон сделал ставку на Дели сравнительно недавно – в 2001 году. Тогда на встрече президента США Джорджа Буша и индийского премьера Атала Бехари Ваджпайи было принято решение о стратегическом партнерстве между двумя странами. А уже в сентябре 2002-го в новой «Стратегии национальной безопасности» Индии впервые был придан статус «стратегически важного партнера». В этом документе также подчеркивалось, что руководство США теперь рассматривает бывшую британскую колонию как зарождающуюся державу мирового масштаба, с которой Вашингтон имеет общие интересы. Ясно, что Белый дом решил создать в Азии противовес растущему китайскому влиянию, и Индия с этой точки зрения представляется ему оптимальным партнером.

Безусловно, Пекин заметил эти подвижки американцев, и они его обеспокоили. Возможно, нынешний визит китайского премьера – это предложение альтернативного союза для Дели. До того как прибыть в индийскую столицу, Цзябао посетил Бангалор – технологический центр страны. Здесь он призвал обе нации забыть свое историческое соперничество, чтобы совместно работать над наступлением «азиатского столетия» в мире информационных технологий. А во время переговоров с Манмоханом Сингхом в Дели китайский премьер заявил, что не против приема Индии в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Кстати, Москва тоже заинтересована в создании «евразийского союза» Китай–Россия–Индия как противовеса односторонней политике Вашингтона. Вспомним последний визит в Индию российского президента, состоявшийся в декабре прошлого года. Тогда на фоне обострения отношений с Белым домом из-за позиций сторон по Украине Владимир Путин неожиданно подверг резкой, хотя и несколько закамуфлированной критике американскую внешнюю политику (см. «НИ» № 225 от 6 декабря 2004 г.). Не называя никого конкретно, президент России осудил попытки «перестроить созданную Богом многоликую и многообразную современную цивилизацию по казарменным принципам однополярного мира». Всем хорошо запомнились и слова о «строгом дядечке в пробковом шлеме», который указывает неразумным туземцам, как им надо жить. Но любопытнее всего прозвучало заявление Путина о том, что «внеблоковое взаимодействие России, Индии и Китая позволит сказать «нет» попыткам некоторых стран перетащить одеяло на себя». Вряд ли Владимир Владимирович оговорился.

Иными словами, в ближайшее время можно ожидать соперничества крупнейших мировых держав за союз с Индией. Какой курс выберет Дели, пока остается вопросом.




Во время визита в Индию Путин раскритиковал США и не был понят местной прессой

"