Posted 11 марта 2015,, 21:00

Published 11 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

За хорошее поведение

11 марта 2015, 21:00
Наметившееся потепление в отношениях Белоруссии с Западом дает первые плоды Минску. Госдеп США отменил санкции в отношении одного из основных белорусских экспортеров нефтепродуктов – госпредприятия «Белоруснефть». Не исключено, что за этим решением последуют и другие послабления для экономики страны.

Как следует из документа, опубликованного в Федеральном регистре США, «Белоруснефть» «больше не занимается деятельностью, подпадающей под санкционные ограничения». Кроме того, американскими властями «получены гарантии, что предприятие не будет заниматься подобной деятельностью в будущем». Санкции в отношении «Белоруснефти» были введены в марте 2011 года в связи с контрактом белорусского предприятия с иранской компанией NaftIran Intertrade. Контракт на 500 млн. долларов партнеры заключили в ­2007 году. Он предполагал совместную белорусско-­иранскую разработку нефтяного месторождения Джофейр.

Контракт был сорван в 2010 году, когда США и Иран вступили в жесткий спор из-за иранской ядерной программы. Вашингтон обвинил иранские власти в том, что они используют доходы от продажи нефти для закупок оборудования, необходимого для производства плутония. Санкции были введены и против иранских компаний, занимающихся нефтедобычей (в их числе – Naftiran Intertrade), и против иностранных фирм, чьи инвестиции в иранскую нефтяную промышленность превышают 20 млн. долларов. К числу таких инвесторов относилась и «Белоруснефть». Санкции оказались достаточно болезненными для белорусской компании, так как, помимо ряда ограничительных мер, они предусматривали фактическое закрытие доступа на американский рынок.

Вскоре после попадания под санкции «Белоруснефть» прекратила освоение Джофейра и отказалась от деятельности в Иране. Правда, какую-либо связь между своим решением и давлением США представители белорусской компании отрицали.

Ими утверждалось, что «в ходе работ были выявлены новые данные о геологическом строении месторождения, обусловившие изменение технических и финансово-экономических условий реализации проекта». По данным иранского информационного агентства Mehr, по крайней мере, формальной причиной расторжения контракта стали разногласия сторон, касающиеся методов и технологий ведения работ, а также денежной компенсации иранской стороне за использование Белоруссией ее месторождения. Белорусская компания, по словам источника агентства, не выполняла свои обязательства по контракту. Согласно договору, «Белоруснефть» обязывалась добывать по меньшей мере 3,5 тысячи баррелей нефти в сутки, но добывала менее 2,8 тысячи баррелей.

Тем не менее выход из проекта не привел к снятию с компании санкций. Для того чтобы американский Госдепартамент пересмотрел свое решение, потребовалось пять лет и изменение ситуации в бывшем СССР. Теперь Александр Лукашенко, хоть и не перестал быть лидером «страны-изгоя», играет все более важную роль в мировой политике: он – важнейший посредник в деле переговоров об урегулировании ситуации на Украине.

Снятие санкций с «Белоруснефти» белорусские власти восприняли с воодушевлением. МИД страны назвал решение Госдепа США «шагом в правильном направлении». «Решение американской стороны соответствует формируемой взаимными усилиями сторон новой атмосфере в белорусско-американских отношениях», – сказано в сообщении белорусского внешнеполитического ведомства.

"