Posted 11 марта 2009,, 21:00

Published 11 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:42

Updated 8 марта, 07:42

Не хотят делиться

11 марта 2009, 21:00
Береговая охрана Норвегии задержала на днях российский траулер «Проект». Власти скандинавского королевства утверждают, что наши рыбаки вели незаконный промысел в его водах близ Шпицбергена. Судно отконвоировали в порт Сортланд на севере страны для дальнейшего разбирательства. Это стало уже четвертым с начала года задер

Норвежцы отмечают: каждый из инцидентов с российскими рыбаками в отдельности мог бы считаться рядовым, но все вместе они свидетельствуют о повышении активности национальной береговой охраны. Что, в свою очередь, связано с принятием Осло в 2009 году программы освоения Арктики под громким названием «Новый фундамент строительства на Севере». Согласно этому документу для Норвегии Арктика является приоритетной территорией, за ресурсы которой в ближайшее время развернется борьба с другими государствами, в том числе с Россией. Демонстрация «сильной руки», в том числе в так называемой охранной зоне вокруг Шпицбергена, – важный инструмент утверждения норвежских интересов на Севере. Береговая охрана получила для выполнения этой задачи новые корабли, способные действовать в высоких широтах.

«Болевой точкой» взаимоотношений Норвегии и России остается конфликт вокруг 200-мильной зоны вокруг Шпицбергена. Права Осло на нее признают лишь Финляндия и Канада. Четыре десятка остальных государств, подписавших Парижский трактат 1920 года, согласно которому Шпицберген является территорией неограниченного предпринимательства для всех стран-участниц, считают, что свободный режим распространяется и на 200-мильную экономическую зону вокруг архипелага.

Напомним, что в 2005 году «холодная война» за воды возле Шпицбергена едва не стала «горячей». Норвежская береговая охрана высадила на российский траулер «Электрон», который вел промысел возле острова, инспекторов. Они должны были находиться на борту российского судна до момента его прибытия в ближайший норвежский порт. Однако капитан «Электрона» Валерий Яранцев отказался подчиниться и ушел вместе с норвежцами в Мурманск. Российский суд приговорил капитана к 100 тыс. руб. штрафа за незаконное задержание людей. Но обвинение в браконьерстве было признано недействительным. Недавно Яранцев подал на Норвегию в международный суд в Гааге, обвиняя эту страну в попытке пересмотреть Парижский договор и в причинении ему лично морального и материального ущерба. Как рассказал журналистам сам г-н Яранцев, в настоящее время он готовит обращения в суды Испании и Исландии, ведь траулеры этих стран, подобно российским, становятся «жертвами произвола» в водах возле Шпицбергена.

В Осло рассматривают иск Валерия Яранцева как попытку Москвы «ущемить норвежские интересы» в Арктике. Норвежцы отмечают, что РФ в последнее время наращивает свое присутствие на Шпицбергене. В частности, в российском поселке Баренцбург планируется строительство рыбоперерабатывающего завода. Как заявил по этому поводу глава Росрыболовства Андрей Крайний, российским судам будет удобно сдавать улов в Баренцбурге, поскольку до этого поселка всего один час хода из района промысла. В Норвегии это заявление было воспринято однозначно: Москва собирается развивать промысел в 200-мильной зоне вокруг архипелага.

В Осло все больше и чаще говорят о необходимости защиты рыбных ресурсов, из-за чего якобы и была установлена «охранная зона». Однако слышны и критические голоса. Профессор Стефан Снаварр, например, утверждает, что борьба за сохранение рыбных запасов – лишь отвлекающий маневр. «Норвегия рано поняла, что в 200-мильной зоне возле Шпицбергена могут находиться значительные запасы нефти и газа. Если бы Осло признал воды возле архипелага, подобно суше, районом свободной предпринимательской деятельности для всех стран, подписавших Парижский трактат, пришлось бы делиться этими богатствами», – считает ученый.

"