Posted 11 февраля 2010,, 21:00

Published 11 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:58

Updated 8 марта, 06:58

Уехали на эскалаторе знаний

Уехали на эскалаторе знаний

11 февраля 2010, 21:00
«Я русский бы выучил только за то...» Американские русскоязычные папы и мамы, приехавшие сюда 20–25 лет назад, знают, как по-другому закончить эту порядком устаревшую фразу поэта. А вот их дети – нет. Они уже практически американцы. У старшего поколения знание английского языка часто остается на бытовом, «кухонном» уро

Однако знание русского языка дает еще и конкурентные преимущества в поиске престижной работы. В районе Большого Бостона, например, где проживают около 40 тысяч русскоязычных иммигрантов из бывшего Союза, найти высокооплачиваемую работу врача или адвоката легче, владея дополнительно русским языком. Из 10 тысяч детей русскоязычных семей половина поступает в медицинские колледжи и факультеты университетов. В Массачусетсе, пожалуй, более чем где-либо в Америке, ценится хорошее образование. Марк Твен писал, что если «в Филадельфии спрашивают, кто твои родители, в Нью-Йорке – сколько у тебя денег, то в Бостоне – что ты знаешь».

Первая государственная русская бесплатная школа на Восточном побережье США открылась прошлой осенью в городе Джексонвилл штата Флорида. Программа школьного обучения для 705 детей иммигрантов полностью соответствует американским стандартам образования. Все предметы в школе, кроме ежедневных уроков русского языка и литературы, преподаются на английском языке. Но наиболее распространенные в Америке русские учебные заведения – это школы продленного дня и воскресные церковные школы при православных приходах и синагогах. Дополнительно существуют разнообразные студии и учебные центры – балетные, изобразительные, театральные и спортивные, где обучение и общение исключительно идет на русском языке. Существует также система небольших частных русских детских садиков из восьми малышей. Сюда берут, начиная с двухлетнего возраста. По закону один учитель может получить лицензию на воспитание только такого количества детей. За большее число малышей несет ответственность уже больший штат воспитателей-педагогов.

Частный детский сад – вещь дорогая, как и все частное американское образование. Не каждая семья иммигрантов готова заплатить1000 долларов в месяц за детсадовское воспитание ребенка. Поэтому в Америке очень распространена система домашнего дошкольного и дополнительного образования. За 15–30 долларов в час можно пригласить любого педагога и беби-ситтера.

Американские дети оканчивают школу в 18 лет. Система образования в США в основном государственная, контролируемая и финансируемая на федеральном уровне, властями штатов и муниципалитетов. Система государственных школ дополняется большим количеством частных колледжей и университетов. Местные власти устанавливают стандарты государственного обучения и экзаменуют школьников. Финансирование школ штатами часто определяется тем, насколько повысилась успеваемость их учеников при сдаче многочисленных тестов. Получение максимальных 800 баллов при сдаче главного американского ЕГЭ, экзамена-теста на способность к обучению SAT(Scholastic Aptitude Test) – мечта каждого родителя и честолюбивого школьника. Экзамен платный и стоит 38 долларов. Результаты становятся известными через десять дней, причем по желанию абитуриента экзаменаторы могут их отправить в любой колледж и университет. Дальше нужно заполнить заявление-анкету каждого колледжа или вуза (стоит 200 долларов). Эта анкета больше похожа на многостраничное резюме при приеме на работу. Она включает в себя не только информацию об экзаменационных баллах, но и эссе на тему увлечений и интересов, достижений и наград вне школы, а также несколько сочинений на заданные темы. Кроме того, ученик обязан предоставить рекомендации учителей. Заключительным аккордом в длительном и сложном процессе поступления в американский вуз является интервью-собеседование с волонтером, выпускником этого учебного заведения. Американские абитуриенты в течение четырех лет после окончания школы имеют право постоянно улучшать показатели-баллы экзамена SAT, снова и снова сдавая эти платные тесты в установленные дни и в специальных учебных центрах.

Как ни странно, качество американского государственного школьного образования напрямую зависит от стоимости жилья и земли в том или ином городе и от желания родителей платить налоги за хорошие школы. Для Америки эта связь абсолютно оправданна и закономерна. Если земля дорогая, а стоимость индивидуального дома, которым владеет семья, превышает миллион долларов, федеральные налоги и налоги штата очень высоки. Значит, местная власть может потратить гораздо больше денег на зарплату учителям и пригласить более «качественных» и дорогих педагогов. В округа, где школы заработали отличную репутацию, съезжаются родители, стремящиеся дать детям хорошее образование. Цены на дома растут, а комбинация денег и амбиций целеустремленных родителей поднимает школы на еще более высокий уровень качества образования. Обратное происходит в бедных городских кварталах. Во время последних выборов губернатора штата Массачусетс, на специальном референдуме жители в избирательных бюллетенях отметили галочкой свое желание повысить налог штата на землю только потому, что они считают недостаточно высокой зарплату учителей. Такую ситуацию в России можно представить только в фантастическом будущем.

Поставить ребенка «на эскалатор»– термин, которым в Америке обозначают желание родителей начать непрерывный образовательный процесс своего чада от детского сада до университета. «Эскалаторы» бывают разных направлений и длины. Финалом многолетнего успешного образовательного процесса является полный отказ членов семьи, годовой доход которой ниже 200 тысяч долларов, от отпусков и дорогих покупок на четыре года, так как ежегодная плата за обучение в колледже, в который поступил ребенок, составляет иногда десятки тысяч долларов. Все зависит от того, какой именно колледж выбран.

"