Posted 11 января 2006,, 21:00

Published 11 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Посол Армении в России Армен Смбатян

Посол Армении в России Армен Смбатян

11 января 2006, 21:00
Наступивший 2006 год объявлен «Годом Армении в России», в рамках которого запланированы многочисленные культурные акции. Открывать «Год Армении» приедет президент Роберт Кочарян, этому будет посвящена торжественная церемония в Кремле, намеченная на 22 января. О нынешних отношениях между нашими странами, своем видении

– Армен Багратович, будущий год в России объявлен «Годом Армении». Большинству россиян это сочетание слов кажется непривычным. Скажите, а в вашей стране уже привыкли к тому, что Россия стала заграницей?

– С точки зрения международного права и в контексте межгосударственных отношений это уже свершившийся факт. Что касается чисто психологического восприятия, должен заметить: к этому привыкают с трудом, потому что отношение армян к России всегда было своеобразным и пронизанным теплотой.

– Как тогда объяснить, что в Ереване открылось представительство НАТО?

– По моему глубокому убеждению, многовекторная внешняя политика Армении или политика взаимодополняемости, нацеленная на обеспечение своих национальных интересов, реализуется с учетом недопущения противопоставления интересов своих партнеров. Мы суверенное государство и стараемся не отставать от тех процессов, которые происходят в современном мире. Могу лишь сказать, что сегодня интересы Армении и России по целому ряду ключевых вопросов полностью совпадают.

– Некоторые члены СНГ сегодня резко критикуют само Содружество и говорят о нецелесообразности его существования. Что скажете вы по этому поводу?

– То, что СНГ, в своей сегодняшней модели, как форма себя изжило, очевидно. Нужно находить новые формы. Форма СНГ во многом существует благодаря советской инерции. Мне кажется, что пора искать новые, более реалистические, точки сотрудничества между странами Содружества, создавать новую экономическую базу его продвижения.

– В России, наверное, больше половины населения так и не привыкли к рыночной системе, а у вас?

– Научились. В советское время мы все ненавидели богатых людей. Если ходили в гости к кому-то, у кого в доме была одна кровать и один шифоньер, то потом восхищались: «Ах, какой хороший человек!» Но уже 15 лет как Армения живет по правилам рыночной экономики, и люди научились уважать собственника. К примеру, почти вся промышленность у нас уже приватизирована. Если в России только-только начинается реформа ЖКХ, то у нас она свершившийся факт.

– Из каких стран в Армению идут самые большие инвестиции?

– Самый крупный инвестор – Россия. В экономике Армении заметную роль играют также США и большинство европейских стран. Кроме того, в этом вопросе также существенна роль армянской диаспоры. Армян в Армении меньше, чем в диаспорах вне ее пределов.

– Чем ваша страна привлекает инвесторов?

– Тем, что мы прежде всего создаем для них самые благоприятные условия. Прошедший год России в Армении показал, что у российских предпринимателей есть большой интерес к нашей стране – к нам приезжали предприниматели не только из Москвы и Петербурга, но и из других регионов России. Думаю, что в 2006 году будут завершены ранее инициированные проекты и подписаны соответствующие договора о сотрудничестве между Арменией и Россией, между нашими областями и российскими регионами.

– Проблема Арцаха (Карабаха. – «НИ») до сих пор остра?

– Она была и продолжает оставаться актуальной.

– Как и проблема признания геноцида армянского народа?

– Да. Но мы надеемся, что проходящий в рамках Минской группы ОБСЕ переговорный процесс по карабахскому вопросу увенчается достижением своего логического и долговременного решения. Над этим работают наши президенты и министры иностранных дел. Это очень сложная проблема, надо находить пути компромиссов, чтобы прийти к общему знаменателю.

– Почему же Турция так противится признанию факта геноцида? Только из-за материальной стороны вопроса?

– Тут дело не только в материальном вопросе, тут есть и моральная категория, и нравственная категория. Мне кажется, надо иметь силы для принятия такого решения.

– Когда в России вспоминают Армению, то почему-то в памяти всплывают Хачатурян, Бабаджанян и коньяк…

– Не только это, можно вспомнить и то, что армяне живут на территории России с ХI века. Один из приделов в храме Василия Блаженного, что на Красной площади, посвящен армянскому католикосу. В русской армии, только среди высших военачальников, было 126 армян. В истории России армяне всегда играли и, я уверен, что продолжают играть исключительно положительную роль. Армянская диаспора России самая многочисленная из армянских диаспор – больше двух миллионов.

– Какими событиями будет интересен «Год Армении» в России?

– В течение года будет проведено много различных мероприятий, в том числе и бизнес-форумы. Нам просто необходимо сейчас развивать экономические связи. Если говорить о культурных мероприятиях, то самым заметным будет выставка сокровищ армянской церкви в Эрмитаже, многие экспонаты этой выставки относятся к VII веку. После Эрмитажа она будет показана и в Москве. Будут и выставки армянских художников, гастроли наших театров и музыкальных коллективов.

– Вы закончили консерваторию по классу композиции. Музыку до сих пор пишете?

– К сожалению, сейчас на это нет времени. Теперь я больше пишу дипломатическую музыку, это тоже своеобразные ноты. К тому же я уже очень давно в управлении, а чтобы писать музыку, надо иметь свободное время и жить в ее атмосфере.

– Дружите с кем-нибудь из музыкантов?

– Конечно. Мои близкие друзья Володя Спиваков и Мстислав Ростропович. Я общаюсь с ними.

– Какие-то потрясения, как у профессионала, были в последнее время?

– Мне очень понравилась недавняя постановка оперы «Болт» Шостаковича в Большом театре. Очень сложная и очень современная музыка. Мы смотрели эту оперу вместе с Шарлем Азнавуром, ему она очень понравилась. Он, кстати, приедет в Москву на открытие «Года Армении в России».

– На инструменте сами что-то играете?

– Иногда. Для души. Легкую мелодию. Самая любимая, наверное, «Элегия» Бабаджаняна.

– Многие политики утверждают, что политика – это грязное дело. А что скажете о ней вы, пришедший в политику из культуры?

– Я не считаю, что политика – это грязь, грязь есть везде и всюду. Политика – это культура общения и поддержания отношений, и я отношусь к ней именно так.




Армянский «день Помпеи»

"