Posted 11 декабря 2016,, 12:42

Published 11 декабря 2016,, 12:42

Modified 8 марта, 02:35

Updated 8 марта, 02:35

По рецептам советской власти

По рецептам советской власти

11 декабря 2016, 12:42
Сведения о методах управления населением на захваченных ИГИЛ (запрещена в России - ред.) территориях говорят о том, что строители «исламского государства» используют исторический опыт, в том числе и рецепты первых лет советской власти.

В российских СМИ крайне мало реальных фактов о том, каким образом головорезы запрещенной в РФ ИГИЛ справляются с непростым делом государственного строительства. Вышедшая в издательстве «Альпина нон-фикшн» книга Майкла Вайса и Хасана Хасана «Исламское государство (армия террора)» отчасти восполняет этот пробел и одновременно наводит на весьма любопытные исторические параллели.

Надо заметить, что сами авторы - колумнисты авторитетных западных изданий (The New York Times, The Guardian, Foreign Policy и др.) никаких параллелей не проводят. Что не мешает нам вспомнить, каким образом в революционной России укреплялась «диктатура пролетариата».

Начнем с того, что ситуации в постреволюционной России образца 1917-1918 годов и Сирии во время гражданской войны, начавшейся весной 2011 года, во многом схожи. Вместо централизованной власти городами и территориями правили разношерстные «полевые командиры», «батьки», «атаманы», а то и обычные уголовники, вышедшие из закрытых тюрем. Майкл Вайс и Хасан Хасан приводят рассказ жителя сирийского города Эль-Хасеки:

«Все ходили с оружием - и дети, и взрослые. Если у вас не было при себе оружия и вы приходили на рынок, вам следовало быть крайне осторожным. Ведь, ввязавшись даже в мелкий конфликт, вы были обречены».

Кроме того, на освобожденных от режима Ассада территориях революционеры (Свободная Сирийская Армия, джихадисткие группировки) устроили многочисленные блок-посты, на которых попросту обирали всех проезжающих. Поначалу население относилось к повстанцам терпимо, считая его неизбежной платой за свержение режима Ассада. Однако уже к концу 2012 года поведение «революционеров», занятых грабежом и разборками друг с другом, похищениями людей стало вызывать массовое недовольство. И вот тут-то объявилась ИГИЛ (запрещена в России - ред.), позиционирующая себя не как временная группировка, а как «государство», будто бы способное обеспечить законность и порядок.

Майкл Вайс и Хасан Хасан собрали множество свидетельств того, как в структуры террористов вступали люди, далекие от людоедской идеи тотального уничтожения всех «неверных».

«Мы за последние 20 лет никогда не чувствовали себя в такой безопасности,- говорит старик из города Дайр-Эс-Заура, занятого ИГИЛ. - Мы больше не слышим выстрелов. Мы больше не слышим новостей о том, что такой-то убил такого-то. И мы можем без проблем ездить куда нам надо».

Важно, что захват городов боевиками сопровождался «демилитаризацией» населения. Первым делом сдавалось тяжелое вооружение, а жителям запрещалось ходить с автоматами по улицам. Это правило распространялось и на самих боевиков, которые обязаны сдавать оружие после военных операций на специально созданные склады. Всеобщее разоружение граждан было и в первые годы советской власти. И у нас обыватели приветствовали появление силы, которая объявляла монополию на насилие, полагая, что лучше новая (хотя и непонятная) власть, чем полное безвластие.

Однако вместе с пряником внешнего порядка и законности новая власть показывает и кнут. В большевистской России это был «красный террор» ЧК, на «игиловских» территориях - система шариатских судов и деятельность тайной полиции и разведки «Амният», созданной, кстати, бывшими саддамовскими офицерами из иракского «Мухабарата». Интервью авторов книги с функционерами службы безопасности ИГИЛ показывают, что тайные ячейки осведомителей и активистов создаются задолго до захвата той или иной местности «исламским государством». Нет сомнений, что при оккупации новых территорий у охранки уже есть списки тех, кого следует уничтожить в течение первых 72 часов. При этом расправы с оппонентами носят публичный характер, головы и руки отрубают на центральных площадях городов с участием тысяч зрителей. Следом за казнями «врагов» наступает черед всех, кто не согласен с новыми правилами жизни. А они таковы, что все женщины обязаны носить никам, полностью закрывающий голову и лицо, запрещено так же выходить из дома без сопровождения мужа, делать прически, мужчины должны отращивать бороды, никакого курения (в том числе и кальяна), никакой игры в карты или нарды. ИГИЛ запрещает передвижение по улицам во время молитв, заставляет людей ходить в мечети даже во время работы. Кроме того, закрыты все светские школы. Вместо них мальчики могут посещать школы, организованные при мечетях под присмотром идеологов «исламского государства».

Но каким образом можно контролировать эти и другие многочисленные запреты? Да очень просто! По опыту советской власти ИГИЛ завела многочисленных стукачей, или «беспартийных» сторонников режима. Их стали называть «мунасирами» - в отличие от «ансаров» и «мухаджиниров» (то есть активных членов группировки). Мунасир клянется в верности ИГИЛ, но его не включают в структуру организации. Взаимодействуют мунасиры с шариатской полицией под названием хисбах.

Принуждению граждан к новой жизни способствует и экономическая система «исламского государства», которая вобрала себя опыт большевиков советской России. Первым делом после захвата городов коммунисты вводили карточки и ликвидировали свободную торговлю. ИГИЛ не закрывает рынки и магазины, но устанавливает жесткий контроль над продовольственным снабжением - работой мельниц, хлебопекарен, а так же подачей воды и поставками бензина. В любой момент боевики могут создать рукотворный голод, либо энергетический коллапс. Само собой разумеется, что не обошлось и без контроля над ценами на товары первой необходимости - нефтепродукты, муку, лед, на которые ИГИЛ ввела предельные размеры прибыли. Однако сдержать рост цен не удалось. К примеру, в 2010 году килограмм курятины в Сирии стоил один доллар за килограмм, а в 2014-ом - уже 2 доллара 60 центов.

Новые экономические порядки потребовали и введения новых налогов. Считается, что ИГИЛ делает миллионы на т.н. закят (обязательной для мусульман милостыни). Размер закята составляет от 2 до 10 процентов от доходов граждан и нередко его берут в натуральной форме. Например, фермер должен отдать две головы животных из ста, а если он выращивает зерновые, то отдаст и все 10 процентов от урожая.

Специальный налог введен для немусульман, оказавшихся на захваченных территориях. Так, христиане обязаны платить 4,25 граммов золота ежегодно если они считаются состоятельными и половину - если бедны. Особые налоговые условия для иноверцев сильно смахивают на поборы советской власти с крестьян, которые не были «классово близкими» в эпоху диктатуры пролетариата.
Правда, христианам еще повезло. В отношении езидов игиловцы устраивают тотальный террор на уничтожение. Мужчин убивают сразу, а женщин и девушек отдают в сексуальное рабство боевикам.

В советской России тоже были целые народы, которые не нравились властям - чеченцы, ингуши, крымские татары... Так что оба режима роднит очевидная тяга к социальной «инженерии» и уверенность идеологов в том, что можно построить «идеальное» общество, в котором все думают одинаково и, не щадя никого и ничего, биться за торжество идеи, предполагающей уничтожение большей части населения Земли.

"