Posted 10 декабря 2015,, 21:00

Published 10 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:08

Updated 8 марта, 03:08

«Не время запирать границы на замок»

«Не время запирать границы на замок»

10 декабря 2015, 21:00
Россияне – обладатели виз, выданных Грецией, и туристы, только планирующие поездки туда, – были взволнованы появившимися на днях сообщениями об угрозе Евросоюза в адрес Афин об исключении страны из Шенгенской зоны. Поводом для столь радикальных заявлений стало недовольство соседей Греции по континенту тем, что правител

Скандал вокруг дальнейшего пребывания Греции в Шенгенской зоне спровоцировала публикация в британской Financial Times. Это авторитетное издание, ссылаясь на свои высокопоставленные источники, сообщило в четверг, что миграционный кризис вынуждает страны Евросоюза приостановить на срок до двух лет действие Шенгенского соглашения с Грецией. «Мы не можем мириться со страной – членом Евросоюза, которая открыто отказалась от защиты границ Шенгена. Ведь в таком случае от Шенгена нет никакого толку», – привела газета слова премьер-министра Словакии Роберта Фицо.

Пограничное состояние

Недовольство г-на Фицо и других сторонников жестких мер в отношении Афин вызывает миграционная политика правительства Алексиса Ципраса. Как уточняет Financial Times, только в этом году на территорию Греции прибыли свыше 700 тысяч беженцев из Сирии, Ирака, Афганистана, Пакистана и других стран. При этом Афины до сих пор не обратились за помощью специальной миссии европейского пограничного агентства «Фронтекс», не желают принимать гуманитарную помощь и не могут самостоятельно пересмотреть систему регистрации мигрантов.

Отметим, что с момента подписания в 1985 году Шенгенского соглашения не было ни одного случая, чтобы приостанавливали членство какой-либо из стран-участниц. И окажись Греция за рамками безвизовой зоны, последствия этого скажутся не только на миллионах туристов, ежегодно отдыхающих в Элладе, но и на самих греках, которым пришлось бы оформлять визы для поездок в пока открытые для них страны Европы.

Тревожный сигнал, раздавшийся накануне встречи министров внутренних дел и юстиции стран ЕС в Брюсселе, был услышан, и уже в пятницу Греция обратилась к партнерам по Евросоюзу с просьбой задействовать «европейский механизм гражданской защиты», т.е. оказать помощь по контролю за внешними границами государства.

В этот же день Жан Ассельборн, глава МИД Люксембурга, председательствующего в ЕС, отчитался о том, что около 500 пограничников из стран Евросоюза и агентства «Фронтекс» размещены в Греции для оказания помощи властям страны в регулировании миграционных потоков. По словам Ассельборна, только «Фронтекс» направило на греческие острова 64 пограничника, 172 пограничника приступили к патрулированию морских и воздушных границ страны, еще 41 пограничник размещен на границе Греции с Турцией.

О том, насколько успешной будет миссия «Фронтекса» и властей Греции на рубежах страны, еврочиновники доложат уже на саммите ЕС 17 декабря.

Стены непонимания

Впрочем, в Афинах не сомневаются в том, что Эллада, несмотря на большие трудности, и без внешней помощи выполняет свои европейские обязательства, заявила официальный представитель правительства Греции Ольга Геровасили. Нынешние же нападки она объяснила тем, что «есть, к сожалению, определенные европейские круги, которые пытаются искажать реальность и верят, что будущее Европы может быть построено на страхах и заборах».

Эту мысль развил на встрече с группой российских журналистов, посетивших на днях Афины, и Гиоргос Ципрас, генеральный секретарь МИД Греции по международным экономическим отношениям. «Мы имеем дело с большой гуманитарной катастрофой, – сказал он о беспрецедентном наплыве беженцев, – и эта проблема должна решаться с участием всех заинтересованных стран Запада и других государств. Однако мы не согласны с принципом возведения стен вокруг Европы. И если мы сейчас не преодолеем этот кризис, мы столкнемся с еще большим потоком беженцев в Старый Свет. Поэтому, повторю, сейчас не время запирать границы на замок».

Елени Спатана, представитель Генерального секретариата по вопросам населения и социальной сплоченности, говорит, что только на остров Лесбос – основные ворота для беженцев в Европу – ежедневно прибывают от 3 до 8 тысяч человек: «По данным на сентябрь, границы Греции пересекли свыше 500 тысяч выходцев из стран Азии и Африки». На начало декабря число мигрантов оценивалось уже в 700–740 тысяч человек. Еще порядка 660 тысяч беженцев, прогнозирует г-жа Спатана, попросят помощи у Греции в ближайший год или два.

Закономерно возникает вопрос, почему все эти тысячи и тысячи человек, плывущие по морю из Турции к ближайшему острову Лесбос, так легко высаживаются на берега Греции. «Наша задача, – отвечает собеседница «НИ», – обеспечить безопасность беженцев и избежать драматических последствий, и прежде всего не допустить гибели этих людей в Средиземном море».

В многотысячном потоке мигрантов, добирающихся морем до берегов островной Греции, около 80% – выходцы из Сирии. «Эти люди, спасающиеся от войны, имеют для нас первостепенное значение, – подчеркивает Елени Спатана. – Именно они в первую очередь нуждаются в защите. Мы пережили непростой год: мы видели, как умирают эти люди, мы хоронили их детей. В этих условиях трудно говорить о том, чтобы как-то сдерживать поток беженцев. Ты не можешь отказать человеку в защите в тот момент, когда он в опасности и просит о спасении. И наш долг – предоставить такую защиту».

Фото: EPA

Код милосердия

«Кризис в Сирии помог грекам проявить свои лучшие качества и показать, на что они способны, – не без гордости за соотечественников заявил на встрече с российскими коллегами президент и гендиректор крупнейшего в Греции информационного агентства ANA-MPA Михалис Псилос. – Потрясающая волна поддержки беженцев смыла последние сомнения даже у самых пессимистично настроенных скептиков. Греки показали, что они способны к милосердию».

Г-н Псилос вспомнил, как во время недавнего визита президента Греции Прокописа Павлопулоса на Лесбос глава государства «увидел своими глазами, как три греческие старушки ругались между собой за право усыновления сирийского мальчика, который остался без родителей».

Что заставляет местных жителей выстраиваться в очереди у центров временного содержания мигрантов, только чтобы предложить свою помощь чужестранцам? «История Греции – это история беженцев, – объясняет Михалис Псилос. – Практически каждый грек, оглянувшись на историю своей семьи, обязательно вспомнит кого-то из родных, кто оказывался беженцем. И эта память, если хотите, уже записана в генетический код греков».

Готовность Афин предоставить временное убежище тысячам мигрантов вызывает вполне объяснимую тревогу у жителей многих государств Европы. Ведь основная масса беженцев мечтает переехать из Греции, вот уже седьмой год страдающей от экономического кризиса, в более благополучные страны Центральной и Северной Европы. При открытых границах внутри Шенгенской зоны добиться исполнения этой мечты вполне возможно.

«Греция для большинства из них – лишь «точка входа» на территорию континента, – подтверждает Елени Спатана. – При этом с момента возникновения кризиса мы поставили перед собой цель дать первоначальное убежище пострадавшим беженцам, чтобы были удовлетворены все их насущные нужды, чтобы они могли нормально влиться в жизнь на Европейском континенте. Также основной линией нашей деятельности является предоставление им шанса добровольно вернуться на родину, если будет такая возможность, и предоставить им политическое убежище, если это необходимо».

Большинство греков пока не сталкиваются лицом к лицу с мигрантами с Востока – по крайней мере, на улицах Афин корреспондент «НИ» за неделю пребывания в столице Эллады не встретил никаких толп беженцев. Объяснение этому простое – основная часть мигрантов размещается на островах, лежащих вдали от Афин, но в непосредственной близости от берегов Турции. Крупнейший центр по приему беженцев уже несколько месяцев работает на Лесбосе. Здесь встречей и бытом иностранцев занимаются не только местные власти и представители различных министерств и ведомств, но и такие организации, как «Красный Крест» и «Врачи без границ». Центры чуть поменьше открыты и на островах Кос и Лерос. Вскоре откроет свои двери и центр приема беженцев неподалеку от Афин.

Вторая родина

Все высокопоставленные собеседники «НИ» утверждают, что большинство выходцев из Азии и Африки воспринимают Грецию лишь как своеобразную перевалочную базу на пути в другие страны Европы. Тем не менее немалая часть переселенцев выберут своей второй родиной Грецию. Особой популярностью Эллада наверняка будет пользоваться после подписания закона о предоставлении греческого гражданства детям, родившимся на территории этой страны. Соответствующий законопроект правительство уже внесло в греческий парламент.

Поэтому власти страны уже сегодня ставят перед собой важную задачу на перспективу – дать шанс тысячам представителей другой культуры, исповедующим ислам, безболезненно влиться в греческое общество, где так сильны позиции православия.

«Принадлежность к той или иной религии не может быть основанием для выдачи или невыдачи гражданства человеку, – говорит Елени Спатана. – Да, другие религии, другая культура представляют собой вызов греческому сообществу. Но наш опыт показывает: большинство мигрантов, которые осели в Греции за последние 20 лет, были не православными. Несмотря на это, их адаптация прошла вполне успешно. В нынешних условиях главное здесь – избегать изоляции этих людей и образования этнических гетто. Важно, чтобы все переселенцы адаптировались к условиям нашей страны, если они хотят здесь остаться».

Руководитель информагентства ANA-MPA Михалис Псилос предупреждает, что процесс этот будет нелегким. «Очень трудно «растворить» такое число мигрантов в Греции, где 1,5 млн. безработных, – говорит наш собеседник. – Кроме того, после недавних терактов в Париже осложнились обстоятельства интеграции беженцев в западное общество. Государства, которые были готовы принять выходцев из восточных стран, начинают возводить преграды. Мы слышим парадоксальные заявления о том, что Грецию, равно как и Италию, Испанию и Португалию, куда также прибывают мигранты, нужно исключить из зоны Шенгена».

Г-н Псилос добавляет: «Боюсь, что побочным эффектом этих настроений может стать подъем крайне правых, экстремистских и националистических сил Европы. И эти круги, конечно, постараются использовать в своих политических целях кризис с беженцами. Я не удивлюсь, если в 2017 году кресло президента Франции займет Марин Ле Пен».

Что интересно: в минувшее воскресенье «Национальный фронт», возглавляемый Марин Ле Пен, стал бесспорным победителем первого тура региональных выборов во Франции. Кандидаты партии, построившие свою предвыборную стратегию на критике миграционной политики, имеют все шансы повторить свой успех и во втором туре...

Фото: EPA

Пересчитают по пальцам

Опасения многих европейцев понятны – с огромным потоком мигрантов в Старый Свет под видом несчастных беженцев пытаются проникнуть и боевики «Исламского государства», запрещенного в РФ. К примеру, в уже упомянутом расстреле парижан участвовали два террориста, прибывшие в Западную Европу через Грецию, – об этом маршруте «сообщили» отпечатки их пальцев.

«Да, – не скрывает проблемы представитель Генерального секретариата по вопросам населения и социальной сплоченности Греции Елени Спатана, – беспрецедентный поток беженцев дает шанс попасть в Европу людям без виз или по фальшивым документам, и некоторые действительно пытаются использовать такую возможность. Хотя это и не является нашей специальностью, мы тем не менее проверяем всех мигрантов на причастность к преступным и террористическим организациям. Это помогает задерживать нежелательных людей, которые пытаются проникнуть на территорию Европейского Сообщества».

Г-жа Спатана признает, что выявить преступников сложно, если они не фигурируют в криминальных базах данных. Но тот же парижский теракт подтверждает эффективность службы контроля за прибывающими беженцами – как только из Франции были получены дактилоскопические данные преступников, греческие власти смогли оперативно идентифицировать их личности.

Правда, эта помощь, судя по всему, обернулась боком Греции – спецслужбы Франции стали с особым вниманием относиться к гражданам этой страны, пока входящей, напомним, в Шенгенскую зону. «Только из-за того, что двое террористов, участвовавших в парижской бойне, прибыли в ЕС через Грецию, во французских аэропортах стали более тщательно проверять все греческие рейсы, – поделилась своими наблюдениями представитель министерства образования, науки и религий Мария Дука. – К примеру, мой вчерашний рейс из Парижа в Афины задержали на полтора часа из-за тщательной проверки всех пассажиров. При этом пассажиров из других стран, скажем, из Норвегии, не подвергают такой процедуре. Так что Шенген хоть формально и существует, на практике прекратил свое существование».

Возвращаясь к теме ассимиляции беженцев, у российских журналистов возник еще один вопрос: с прибытием в Грецию сотен тысяч мусульман не начнется ли ее постепенная исламизация? Ведь пока в моноконфессиональной стране, какой является Греция, об исламе в основном напоминают лишь многочисленные памятники истории да появившийся недавно слух об открытии мечети на Лесбосе.

«Мне ничего об этом неизвестно, – прокомментировала слух Мария Дука. – Но вполне естественно, если бы у выходцев с Востока было бы какое-то помещение, где они могли бы отправлять свои религиозные потребности. Важнее, чтобы у них появилось право на образование, чтобы их дети могли учиться в Греции. Также мы надеемся использовать научный потенциал беженцев, потому что среди них есть образованные люди, и мы могли бы задействовать их в наших исследовательских центрах».

Тему поддержала генеральный секретарь министерства культуры и спорта Мария Влазаки: «К сожалению, Лесбос сегодня на слуху у всего мира не из-за красот своей природы, не из-за богатейшей истории, а совсем по другим причинам. А ведь этому острову, внесшему огромный вклад в культуру всего Европейского континента, есть что показать туристам, помимо центров по размещению беженцев».

Туризм без проблем

Гиоргос Ципрас, генеральный секретарь МИД Греции по международным экономическим отношениям, допустил возможность того, что иностранные туристы, прибывающие на Лесбос и другие острова, где сегодня размещаются иммигранты, могут встретиться с выходцами из других стран. «Что поделать – таковы последствия кризиса в регионе», – заметил он. Однако, успокаивает генеральный секретарь по туризму Греции Димитриос Трифонопулос, отдыхающим не стоит опасаться соседства с беженцами.

«В Греции свыше двух тысяч островов, и на многих из них россияне смогут отлично и в полной безопасности провести свой отпуск, – говорит г-н Трифонопулос. – Но даже на тех островах, куда прибывают беженцы, миграционные потоки не пересекаются с местами отдыха туристов и не причиняют никаких неудобств».

Кстати, именно отдыхающие из России станут приоритетным направлением для туриндустрии Греции уже в будущем году. Пока эта страна занимает пятое место среди государств, куда предпочитают ехать россияне. «Однако в 2016 году, который объявлен перекрестным годом России и Греции, мы постараемся сделать все, чтобы наша страна стала главным туристическим направлением для ваших граждан, – обещает Димитриос Трифонопулос.

После фактического закрытия для россиян Турции и Египта – еще недавних лидеров среди наших отдыхающих, планы представителей греческой туриндустрии выглядят вполне реальными. К тому же консульские службы Греции в России, как заверил представитель МИДа Гиоргос Ципрас, «предпринимают нечеловеческие усилия» для облегчения и ускорения процедуры выдачи виз гражданам нашей страны. Виз, напомним, действительных для въезда во все страны Шенгенской зоны, из которой Грецию так безрезультатно попытались исключить на минувшей неделе.

"