Posted 10 декабря 2012,, 20:00

Published 10 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:07

Updated 8 марта, 05:07

Скандал, покрытый пеплом

Скандал, покрытый пеплом

10 декабря 2012, 20:00
Провокация – излюбленный прием многих современных художников, желающих привлечь внимание к своему творчеству. 56-летний швед Микаэль фон Хауссвольфф (на фото) выставил в небольшой галерее в городе Лунд свою акварель под названием «Работа памяти», представляющую собой ряд серых мазков. Эта нехитрая работа мгновенно прос

В пресс-релизе выставки, которая продлится до 15 декабря, фон Хауссвольфф сообщает: «В 1989 году я отправился с коллегой в Польшу, в небольшой город Казимеж Дольны на берегу Вислы. Мы воспользовались случаем и заехали в бывший концлагерь Майданек возле Люблина. Я набрал немного пепла в одной из печей крематория, но не воспользовался им сразу – материал был слишком «заряжен» теми ужасами, что творились в Майданеке. С тех пор пепел всюду следовал за мной, постоянно напоминал о себе. В 2010 году я достал банку с пеплом и решил что-нибудь сделать с ним. Я взял прямоугольный лист акварельной бумаги и покрыл его пеплом, смешанным с водой. Когда работа была готова, на ней проступили фигуры, казалось, пепел заряжен энергией людей, содержит их память и души».

Однако «гуманистические» мотивы, которые двигали художником при создании этой работы, общественностью приняты не были. В Швеции поднялась буря. Старт ей дал известный детский врач Соломон Шульман, назвавший творение «отвратительным». «Ноги моей не будет в этой галерее, – написал он в открытом письме в газете Sydsvenska Dagbladet. – Речь идет о надругательстве над телами евреев. Кто знает, может, в этом пепле есть частицы моих замученных родственников? Может быть, даже моего родного брата?»

Эта картина едва ли привлекла бы чье-то внимание, если бы не материалы, из которых ее сотворил художник.

Оплеуха дана и музею в Майданеке, и всей Польше. Шульман заявляет, что только в насквозь пронизанной антисемитизмом стране было возможно оставить пепел жертв лагеря уничтожения на поверхности. Протест Шульмана поддержали все ведущие шведские СМИ, напомнив соотечественникам, что именно университетский Лунд был когда-то цитаделью шведского нацизма, именно здесь, в среде научных работников и студентов, формировалась «пятая колонна» Третьего рейха.

Скандал с «картиной из пепла» распространился по всему миру, вызвал возмущение в Израиле. Польша была вынуждена отреагировать. В минувшую пятницу руководство музея Майданек выступило с заявлением для прессы следующего содержания: «Эта художественная провокация заслуживает безоговорочного осуждения». Польская прокуратура, в свою очередь, начала расследование по делу о возможном надругательстве над могилами. Предстоит выяснить, реальный ли пепел использован в работе или это лишь самореклама художника. Следствие начато и в Швеции.

Если вина художника будет доказана, ему грозит тюремное заключение сроком до восьми лет. Владелец галереи отказывается обсуждать этическую составляющую этого дела, приглашая всех желающих посетить выставку и самим составить представление о творении фон Хауссвольффа. Автор «полотна» находится за границей и для комментариев недоступен. Шведские СМИ, обсуждая судьбу выставки, предполагают, что, если она не будет досрочно закрыта, можно ожидать развития скандала, подобно тому, как это случилось в 2004 году в Стокгольме. Тогда в Историческом музее был устроен вернисаж Making Differences, главной «фишкой» которого стала инсталляция, посвященная палестинской террористке Ханади Ярадат, взорвавшей себя и еще 19 человек в ресторане в Хайфе. Художник Друр Фейлер наполнил бассейн красной жидкостью, представляющей кровь жертв, а по ее поверхности пустил кораблик с фотографией террористки. Посол Израиля в Стокгольме Зви Мазель был так возмущен «кощунством», что, явившись на вернисаж, в ярости разметал экспозицию. Дипломатический конфликт между Швецией и Израилем удалось замять лишь спустя длительное время.

"