Posted 10 октября 2010,, 20:00

Published 10 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:33

Updated 8 марта, 06:33

С фильтром и без

10 октября 2010, 20:00
Парламент Финляндии принял программу оздоровления населения, которая включает наступление на табак, а также борьбу с ожирением и пьянством. Антитабачная составляющая признана приоритетной, поскольку с 1 октября в стране действует самое жесткое законодательство в этой сфере. В дальнейшем будут предприняты еще более суро

Те, кто продает сигареты молодежи до 18 лет, теперь рискуют оказаться за решеткой на срок до полугода или заплатить солидный денежный штраф. Несовершеннолетним финнам запрещено не только курить, но и иметь при себе сигареты. Нарушителей будут перевоспитывать специалисты социальной службы или отправлять на лечение, как это делают с наркоманами. Финляндия первой в мире законодательно закрепила конечную цель наступления на курильщиков. Это полное избавление нации от вредной привычки.

«Мы начали с детей и молодежи, поскольку именно в этом возрасте люди делают первую затяжку. Они думают, что, став взрослыми, легко избавятся от сигареты, но это не так. Что же касается установленной законом цели превращения Финляндии в «бездымную» страну, то мы убедились, что прежняя формулировка, в которой говорится о стремлении к сокращению числа курильщиков, не работает. Она по сути дела легализует существование опасного явления на вечные времена», – прокомментировал новые правила один из их авторов, советник минсоцзащиты и здравоохранения Исмо Туоминен.

Вторая фаза реализации закона наступит в 2012 году, когда торговым точкам будет запрещено выставлять на полках «преследуемый товар». Взрослым, желающим «отравиться», предложат брошюру с расценками и ассортиментом, изучив которую, они смогут сделать заказ. Кстати, реклама табачных изделий была запрещена в Финляндии еще в 1978 году. С 2012 года в гостиницах страны лишь один номер из десяти будет «никотиновым». В 2015-м из обихода исчезнут табачные автоматы.

На сегодня в Стране тысячи озер с населением 5,3 млн. человек насчитывается 1 млн. курильщиков. Последние опросы показывают, что 80% из них обеспокоены влиянием никотина на свое здоровье, а 59% собираются расстаться с пагубной привычкой. «Полицейский» путь оздоровления нации был выбран властями, поскольку экономические способы регулирования поведения граждан уже исчерпаны. С января этого года в очередной раз на 10% были подняты налоги на табачные изделия, и дальнейший рост цен эксперты считают невозможным. Потребитель в таком случае обратится к массовым закупкам в соседних странах ЕС, например, в Эстонии. «Мы уже не можем статистикой подтвердить, что ценовой рычаг является наиболее действенным способом влияния на объем потребления указанных товаров. Сегодня основными покупателями табака являются граждане с небольшим или малым достатком. Для них повышение цены даже на 10% является критическим порогом»,– утверждает профессор Маркку Пекуринен из Института народного здоровья.

Он опровергает главный аргумент критиков драконовских антитабачных мер, считающих, что резкое сокращение курения ударит по бюджету страны. Налог на сигареты приносит казне около 1 млрд. евро дохода в год. «Бюджет теряет в три раза больше из-за лечения и вынужденного отсутствия на работе курильщиков, – говорит профессор Пекуринен. – Любители «затянуться» ежегодно проводят на больничном 1,2 млн. дней».

Мировой табачный гигант Philip Morris предпринял отчаянную попытку остановить наступление на верных покупателей своей продукции, подав судебные иски против правительства Финляндии. Юристы компании ссылаются на целый ряд нарушений, допущенных авторами антитабачного закона. Прежде всего они подвергают сомнению утверждение о том, что запрет на демонстрацию соответствующей продукции каким-либо образом воздействует на здоровье нации. В качестве доказательства истинности своего тезиса они приводят пример Исландии, в которой подобный закон был введен еще в 2001 году, однако никаких видимых позитивных эффектов не дал.

Второе нарушение, сделанное финскими властями, касается, по мнению Philip Morris, вторжения в сферу защиты торговой марки. На раскрутку «кэмеловских верблюдов», «ковбоев от Мальборо» и других брэндов были затрачены гигантские деньги. Если покупатели не будут видеть любимых марок, расходы на их маркетинг окажутся бесполезными. Это, по мнению «табачных крючкотворов», противоречит целому ряду законов, защищающих в ЕС право на равную конкуренцию. Но скандинавские аналитики считают, что компания обречена на поражение. В Суоми царит политическое единство по поводу необходимости окончательно расправиться с «никотиновым злом», и Фемида, вероятно, закроет глаза на разные упущения в антитабачных законах.

"