Posted 10 октября 2005,, 20:00

Published 10 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

«Надо было сохранить Советы»

«Надо было сохранить Советы»

10 октября 2005, 20:00
Как и предсказывали аналитики, на президентских выборах в Польше, состоявшихся в воскресенье, решающего большинства голосов не получили ни лидер либеральной «Гражданской платформы» Дональд Туск (набравший более 36% голосов), ни Лех Качинский, возглавляющий консервативную партию «Право и справедливость» (ему досталось о

В воскресном голосовании приняли участие чуть больше 50% избирателей. Первый президент посткоммунистической Польши Лех Валенса уже заявил, что он «в бешенстве» от пассивности соотечественников.

Действительно, человек, считающийся отцом-основателем современной польской государственности, выглядит в эти дни довольно нервозно. По словам Валенсы, в былые годы, «сражаясь за демократию», он был уверен, что поляки будут иметь от этой демократии пользу. Но все шло слишком скоротечно, и почти половина поляков теперь просто аполитичны. «Наверное, надо было сохранить Советы, коммуну», – язвительно комментирует ситуацию экс-президент. Для сравнения: в 1995 году, когда сам Валенса боролся за пост президента с Александром Квасьневским, в выборах участвовали 68% избирателей. Теперь же 15 млн. его соотечественников предпочли роль сторонних наблюдателей.

Более туманно комментирует исход первого тура пан Туск: «Для всех нас это был очень важный урок… Миллионы поляков имеют право на сатисфакцию». Имеется в виду «сатисфакция» за правление экс-коммунистов (Союза демократических левых сил во главе с Квасьневским), последний год сопровождавшееся многочисленными коррупционными скандалами.

В свою очередь, мэр Варшавы Лех Качинский, на протяжении всей избирательной кампании убеждавший электорат в необходимости построения «Четвертой Речи Посполитой», вчера был как никогда решителен: «Чтобы реформировать государство и защититься от определенного опасного эксперимента, необходима моя победа во втором туре».

Под опасным экспериментом, очевидно, подразумеваются обещания Дональда Туска уменьшить налоги и сократить бюрократию. Сам Качинский делает основной акцент на усилении президентской власти и защите традиционных католических ценностей при упрочении соцгарантий и уменьшении разрыва между богатыми и бедными.

Как отмечают многие польские политологи, первая часть президентской кампании была очень грязной. А вчера избирательный штаб пана Качинского заявил, что еще со времен, когда их патрон возглавлял Высшую контрольную палату, на Туска якобы сохранился компромат. Но Лех Качинский проявит «снисходительность» и не воспользуется сведениями, порочащими соперника.




Кто бы ни стал президентом Польши, ясно одно: вряд ли он будет другом России

"