Posted 10 октября 2004,, 20:00

Published 10 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Абхазия на бюллетене

Абхазия на бюллетене

10 октября 2004, 20:00
После недели споров о том, за кого же все-таки проголосовала Абхазия, в Сухуми происходящее определяют так: это гражданская война, но в правовом поле. От верховного суда Абхазии ждут решения по жалобе Рауля Хаджимбы, экс-премьера и неудачливого «кандидата власти», поддержанного Москвой. Он требует признать недействител

В крайнем случае Хаджимба согласен на второй тур. Перед полусотней сторонников, собравшихся у его штаба, экс-премьер заявил, что итоговый протокол ЦИК подписан под давлением сторонников Сергея Багапша (одного из кандидатов). «Мы будем действовать в правовом поле, – подчеркнул Рауль Хаджимба. – Другого не дано, за нами практически весь народ. Мы еще скажем свое слово». Член его предвыборного штаба Беслан Кобахия высказался многозначительнее: «У нас есть кое-что в запасе...».



«Кандидат власти» проигрывает – и начинает…

Однако шансов опередить Багапша у экс-премьера немного. Даже без учета Гальского района Рауль Хаджимба проигрывает гендиректору «Черноморэнерго», ставшему лидером объединенной абхазской оппозиции, около 5 тыс. голосов. В штабе Багапша убеждены: если отбросить проблемные участки в Гальском районе, их кандидат все равно получает 50,08% голосов.

«Если бы решение ЦИК не было политическим, она должна была объявить о нашей победе, – говорит сопредседатель движения «Айтайра» («Возрождение») Леонид Лакербая, который поддерживает Багапша. – Мы согласились на компромисс – повторные выборы в Гальском районе – для того, чтобы избежать резкого противостояния. Что касается второго тура, то мы не сможем объяснить своим сторонникам, почему надо идти на него. Люди считают, что мы победили, а победу у нас украли».

С лидерством Багапша не спорит, собственно, и сама ЦИК. А вот с доказательствами нарушений в Гальском районе не все так просто. Напомним: их привел кандидат Хаджимба на следующий день после выборов, и вот как выглядят эти доказательства. Во-первых, к концу голосования в районе отключили свет: в этот-то момент в урны и могли быть подкинуты бюллетени «за Багапша». Во-вторых, некоторые выбирали президента Абхазии по грузинским паспортам, а списки избирателей заполнялись по-грузински. Наконец, иногда «людей заставляли голосовать под угрозой». В общем, утверждают представители штаба Хаджимбы, происшедшее в Гальском районе не просто нарушения, а сплошная фальсификация. В подтверждение они показывают списки, заполненные на грузинском, по местному ТВ.

Проблема в том, отвечают оппозиция и вместе с ней члены избиркомов Гальского района, что документальных доказательств всех этих нарушений нет. «Наблюдатели, присутствовавшие на всех участках, – говорит тот же Леонид Лакербая из «Возрождения», – должны были представить свои претензии вместе с копиями протоколов избиркомов, но они этого не сделали. В ЦИК говорят, что располагают лишь сведениями о незначительных нарушениях. Что же касается списков, заполненных на грузинском, то все материалы, которые привезли наблюдатели и члены избирательных комиссий из Гальского района, были на русском языке. Они считают, что появление списков на грузинском – провокация, совершенная где-то по пути из Гала в Сухуми».

Но Хаджимба продолжает настаивать. В подтверждение своих слов он ссылается на авторитетного наблюдателя – представителя Британской Хельсинкской группы по правам человека, американца Чеда Нэйгла. В его заявлении действительно сквозит беспокойство, но нет ни слова про грузинский язык. «Ни на одном из посещенных мной участков от местных наблюдателей не поступало жалоб, – свидетельствует г-н Нэйгл. – Хотя в здании почти каждого из них были вооруженные солдаты. Это нагнетало атмосферу страха среди избирателей. Никто не пожелал бы голосовать, когда за спиной стоит вооруженный человек». Речь, видимо, об охранявшей участки местной милиции, неформальный вид которой и вверг британского наблюдателя «в атмосферу страха». Что касается самих жителей Гальского района, то для них люди, облаченные в разгрузочные жилеты с тесаками и автоматами, вполне привычны – эти края не вполне контролируются абхазскими властями и подчиняются «особому режиму» безопасности.



Что дальше?

Это, разумеется, главный вопрос для Абхазии. Вице-президент республики Валерий Аршба оценивает ситуацию как сверхсложную. «Поступать нужно в соответствии с решением, к которому придет суд, рассматривая жалобу Рауля Хаджимбы, – уверен он, но тут же признает. – Обстановка настолько накалена, что нормализовать ее только парламентскими и судебными формами будет трудно. Нужно вести серьезный диалог между Хаджимбой, Багапшем, другими политическими лидерами. Может быть, стоит провести новые выборы в масштабах всей Абхазии…»

«Не удивлюсь, если власти Абхазии заявят, что президентские выборы везде прошли с большими нарушениями, объявят новые выборы с новыми кандидатами, – предполагает в свою очередь Леонид Лакербая. – На них не обязательно пойдет новый премьер Нодар Хашба, может – и Сергей Шамаба, бывший министр иностранных дел, который занял третье место по итогам голосования. Они не хотят терять власть и готовы любой ценой ее отстаивать». «Сколько раз ни проводи выборы, результат у Сергея Багапша будет еще лучше», – подводит черту Джамбул Гамисония, зампредседателя участковой комиссии №3 села Отобая 33-го избирательного округа Гальского района, – эта комиссия, напомним, одна из тех, которые обвиняются в нарушениях сторонниками Хаджимбы.

Многое будет зависеть от того, какую позицию займет новый премьер Абхазии Нодар Хашба, бывший зам Сергея Шойгу, а до того – глава горадминистрации Сухуми. Его уже называют рукой Москвы, хотя сам Хашба рассуждает весьма аккуратно. «Россия, – сказал он на встрече с журналистами, – заинтересована в том, чтобы в Абхазии прошли нормальные демократические выборы. Если кандидат придет к власти через кровь, нажим, какие-то столкновения, Россия этого не примет».

Сейчас, уверен Хашба, нет никаких причин вводить в Абхазии чрезвычайное положение (по республике, однако, ходят слухи, будто большая часть силовых структур просто наотрез отказались подчиняться такого рода приказам). Однако и он признает, что «успокоить горячие головы разговорами трудно». «Я бы посоветовал им, – объясняет новый премьер, – принять холодный душ и перевести все происходящее в правовое поле. Противостояние было, мы должны это признать. Но сейчас оно сходит на нет. Кто-то специально накручивает ситуацию, чтобы показать: в Абхазии начнется гражданская война. Никогда этого не произойдет».

Нодар Хашба уже встречался и с Раулем Хаджимбой, и с Сергеем Багапшем, но о чем они говорили, пока не известно. «Я буду решать все вопросы, которые должен решать премьер, – резюмировал Нодар Хашба. – Наверное, буду вникать и в то, что происходит с выборами». Обстановка в Абхазии остается запутанной. Что предпримет власть, чем ответит оппозиция, мы узнаем в ближайшие дни.

"