Posted 10 сентября 2007,, 20:00

Published 10 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:29

Updated 8 марта, 08:29

«Просили не приезжать!»

10 сентября 2007, 20:00
Вчера бывший премьер-министр Исламской Республики Пакистан Наваз Шариф, свергнутый в 1999 году сторонниками генерала Первеза Мушаррафа, второй раз был депортирован из страны. Сразу после прилета из Лондона экс-премьера арестовали и после четырехчасового заключения отправили в Саудовскую Аравию. При этом власти предприн

Наваз Шариф вернулся в Исламабад из Лондона в ночь с воскресенья на понедельник на рейсе пакистанской государственной авиакомпании PIA. Он намеревался участвовать во всеобщих выборах, которые должны состояться в ближайшие месяцы. После семилетнего изгнания экс-премьер хотел лично возглавить кампанию против нынешнего президента страны генерала Мушаррафа. Но власти основательно подготовились к возвращению бывшего главы правительства.

В последние двое суток они провели во всех крупных городах страны аресты последователей Наваза Шарифа, состоящих в правящей Мусульманской лиге. Это стало «профилактической мерой» против угрозы массовых выступлений оппозиции. Всего было арестовано около двух тысяч последователей экс-премьера. Кроме того, власти, пытаясь не допустить в столицу сторонников Шарифа, перекрыли контейнерами все центральные магистрали, ведущие в столицу из Северо-Западной пограничной провинции, Пенджаба и Пешавара. В результате на главной трассе, связывающей западные районы страны с центральными регионами, образовались многокилометровые пробки.

Особые меры безопасности приняты в столице. На дорогах, идущих в аэропорт Исламабада, установлены посты, чтобы не допустить встречи сторонников Шарифа со своим лидером. Сразу после приземления самолета с экс-премьером полиция окружила его, требуя от Шарифа паспорт. Когда бывший глава правительства отказался подчиняться этому приказу, его арестовали. Ему, как и восемь лет назад, предъявили большой реестр обвинений в коррупции. А через четыре часа самолет с Шарифом на борту взял курс на саудовскую Джидду.

Напомним, что правительство Наваза Шарифа было свергнуто в декабре 1999 года во время военного переворота, организованного генералом Первезом Мушаррафом. Мушарраф тогда стал президентом Исламской Республики, а свергнутый премьер 14 месяцев провел в тюрьме. Шарифу, обвиняемому в коррупции, позволили выехать из страны только при условии, что он вернется обратно не ранее 2010 года. Однако в августе этого года верховный суд Пакистана постановил, что экс-премьер имеет полное право на возвращение. Заметим, что военные не горели желанием упечь за решетку влиятельного изгнанника, так как это может серьезно осложнить ситуацию в стране.

КОММЕНТАРИИ

Владимир СОТНИКОВ, научный сотрудник Института востоковедения РАН:
– Надо сказать сразу, что Наваз Шариф – не та фигура, которая могла бы объединить пакистанскую оппозицию. Слишком уж очевидный коррупционный шлейф за ним тянется, ведь еще восемь лет назад были обнародованы данные о присвоении госсредств высшими чиновниками в годы его правления, о выпущенных из тюрем нечистых на руку бизнесменах и так далее. В общем, история с приездом-отъездом Наваза Шарифа не означает кризиса режима Первеза Мушаррафа. Наоборот, президент сейчас ведет переговоры с другим изгнанным из страны экс-премьером – Беназир Бхутто. Она возглавляет светскую Народную партию Пакистана, легально действующую в стране и вполне способную пойти на продуктивное сотрудничество со сторонниками Мушаррафа. Здесь уж выбор за президентом, возможно, он предпочтет альянс с умеренным крылом исламистской оппозиции.

Азмат Хаят ХАН, директор Центра азиатских исследований, Пешавар:
– Говоря о нынешней ситуации в Пакистане, нельзя сбрасывать со счетов зарубежный фактор. Американцы периодически усиливают давление на президента Мушаррафа, в том числе по афганскому вопросу (мы знаем, что глава Пакистана не слишком доверяет Хамиду Карзаю, контролирующему главным образом Кабул и его окрестности). А такие фигуры, как Наваз Шариф и Беназир Бхутто используются в качестве политических таранов. Но «таранами» они кажутся только из-за океана. Готовясь к намеченным на эту осень выборам, пакистанцы скорее отдадут голоса национальным партиям, чьи лидеры находятся в стране, а не в Лондоне, Эмиратах или где-либо еще.
Подготовил Алексей АНДРЕЕВ

"