Posted 10 августа 2010,, 20:00

Published 10 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:55

Updated 8 марта, 06:55

Радость одиночества

10 августа 2010, 20:00
Восемнадцать лет назад Швейцарская Конфедерация едва не вошла в Европейскую экономическую зону (EAA), что было бы первым шагом на пути вступления в ЕС. Тогда на референдуме «против» проголосовали 50,3% жителей этой страны. В наши дни никому из швейцарских политиков даже в голову не придет провести такой референдум – до

На фоне других стран Старого континента, особенно входящих в еврозону, Швейцария выглядит как остров посреди бушующего океана. Одно из важных преимуществ ее экономической самостоятельности – давно существующие в стране (как на федеральном уровне, так и на кантональном) законы, которые не позволяют правительствам делать большие долги. Если же нет больших долгов, то нет и необходимости экономить на всем и урезать расходы на социальные нужды, как в соседних странах.

«У нас более высокие зарплаты по сравнению с европейскими стандартами и более низкие процентные ставки по кредитам и закладным, – объясняет резкое неприятие населением идеи вступления в ЕС Стефан Мейерханс, сотрудник департамента цен при федеральном правительстве. – Да и по НДС нет никакого сравнения: если у нас он составляет 7,6%, то самый низкий в ЕС – 15%. Что же касается индекса стоимости жизни, то за последние 12 месяцев он снизился на 0,5%. То есть жить в Швейцарии становится дешевле». К этим и без того многочисленным плюсам в последние месяцы прибавился еще один – национальная валюта. 12-месячное ослабление евро на руку швейцарским потребителям, потому что импорт в альпийскую республику из стран ЕС в ценовом исчислении вместе с самими ценами неуклонно снижается.

Швейцарские магазины этим летом превратились в настоящий рай для покупателей. Ритейлеры, торгующие, к примеру, европейскими машинами, предлагают «евробонус» в 2 тыс. швейцарских франков (1,9 тыс. долларов) при покупке нового автомобиля в обмен на старый. Снижаются цены и на продовольственные товары из Европы. Получив значительное удешевление благодаря падению евро, швейцарские торговцы решили поделиться выгодой с покупателями. Кристиан Гуггисберг, менеджер по закупкам крупной торговой сети Coop, рассказал на днях журналистам, что на сотни товаров и изделий цены были снижены на 20 и более процентов.

Резко увеличилось число жителей других европейских стран, пользующихся услугами швейцарских туроператоров. В самой Швейцарии туристы из еврозоны и Великобритании – нечастые гости, потому что отдых в Альпийской конфедерации в связи со слабым евро и фунтом стерлингов сейчас дорогой. Зато очень энергично покупают у швейцарцев туры в другие страны. Например, стоимость недельного проживания в прекрасном 4-звездном отеле на берегу сардинского залива Маринелла с завтраком составляет всего 700 швейцарских франков (672 доллара). Конечно, сильный франк удешевляет импорт, но с другой стороны, экспорт изготовленных в конфедерации товаров в страны еврозоны становится дороже. Чтобы защитить местных экспортеров и не дать национальной валюте чрезмерно окрепнуть, центробанк Швейцарии начал скупать евро.

И все же самое сильное воздействие финансовый кризис в Европе оказал на умы швейцарцев. На сегодня уже менее 30% жителей конфедерации выступают за вступление в ЕС, и их число продолжает неуклонно сокращаться. «Между Брюсселем и Швейцарией существует культурный разрыв, – объясняет происходящее профессор политологии Дитер Фрейбургхаус.– Швейцарцы любят все маленькое, а брюссельцы – большое. Швейцарцам нравится, что все в их кантонах разное, а Брюссель хочет, чтобы все во всей Европе было одинаковым». Сторонники вступления в ЕС могут утешать себя мыслью, что самостоятельность их страны все же далека от полной. Да, конфедерация не входит в EAA, но для того, чтобы получить доступ к рынкам стран–членов ЕС, Берну пришлось согласиться с правилами и законами Евросоюза во многих сферах, от сельского хозяйства до передвижения рабочей силы.

"