Posted 10 июля 2005,, 20:00

Published 10 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Лишь бы не было войны

Лишь бы не было войны

10 июля 2005, 20:00
Вчера в Киргизии прошли президентские выборы. Главу государства выбирали досрочно: мартовская революция сбила установленный законом избирательный график, и новые власти, которые больше трех месяцев работали с приставкой «и.о.», торопились изменить статус-кво. Впрочем, и рядовые киргизы хотят, чтобы у них поскорее появи

Организаторы убеждали людей выбрать кого-нибудь из 6 зарегистрированных кандидатов и ни в коем случае не голосовать против всех. На это, собственно, и была направлена работа Центральной избирательной комиссии. Тем более, как заметили «НИ» в ЦИК республики, в комиссию поступали сведения о том, что по домам ходили так называемые антиагитаторы и советовали избирателям голосовать именно против всех. В этом случае выборы были бы признаны несостоявшимися, и их пришлось бы проводить осенью. Эти три месяца отсрочки могли стать роковыми не только для временного руководства Киргизии, но и для всего населения. Показательна такая цифра: в службе миграции «НИ» сообщили, что после событий 24–25 марта, когда в киргизской столице прошли погромы, из Бишкека выехали 4 тыс. человек, причем с пометкой «навсегда». Как утверждают сами бишкекцы, это только начало.

Голоса – в подарок

На этих выборах экс-премьер Курманбек Бакиев выступает в одной связке с бывшим министром внутренних дел и безопасности Феликсом Куловым. У генерал-лейтенанта Кулова богатая биография.

Кроме поста главы МВД и национальной безопасности, он успел побывать и мэром Бишкека, и руководителем Чуйской области, и вице-президентом, и даже простым киргизским заключенным (при прежнем режиме приговорен к 10 годам тюрьмы, освобожден во время «тюльпановой» революции, затем полностью реабилитирован). После мартовских событий в Бишкеке многие киргизы считали, что Феликс Кулов постарается реализовать собственные президентские амбиции. Однако он неожиданно снял свою кандидатуру и пошел «вторым номером» в команде и.о. президента Курманбека Бакиева. Эксперты в Бишкеке объясняют это соглашением между двумя киргизскими лидерами, по которому Бакиев, чей авторитет на юге республики не подлежит сомнению, одержав победу, делает «северянина» Кулова премьером. Вчера последний это подтвердил, сообщив, что возглавит правительство, которое будет сформировано уже в ближайшую неделю после выборов.

Сенсационное заявление не случайно прозвучало в день выборов, оно лишний раз побудило людей, симпатизирующих бравому милицейскому генералу, пойти на избирательные участки.

– В моем родном селе Минкуш люди давно уже, кроме лепешек и чая, ничего не едят. 70% хотят уехать на заработки – в Россию и Казахстан, – рассказывает таксист Сабырбек. – Они об этом написали письмо Курманбеку Бакиеву.

– Думаете, что-то изменится, если президентом станет Бакиев?

– Если рядом с ним будет Кулов, то да. Если бы Кулов участвовал в выборах, я бы голосовал за него. Когда были погромы, это он навел порядок в городе. А так – за Бакиева.

О том, что Феликс Кулов – «настоящий мужчина», корреспонденту «НИ» говорили многие.

– Он был мэром Бишкека, – рассказывает Ирина, журналист, – но градоначальник из него не получился. А силовик он хороший. И харизма у него есть. И характер. Бакиев благодаря ему получит немало голосов.

– Не факт, что Кулов станет премьером, – заметила по этому поводу Людмила, заместитель главы представительства одной из крупных немецких компаний по Центральной Азии (фирма владеет в Бишкеке стекольным заводом). – У нас на Востоке не говорят слова «нет», а если говорят «да», это тоже ничего не означает. Хотя многие деловые люди имя Кулова связывают с порядком и выполнением обязательств.

К 15 часам по местному времени (13 – по Москве) Бишкек продемонстрировал небывалую активность – проголосовала почти половина избирателей. Южные области (кандидат в президенты номер один родом из Джалалабада) еще к полудню выполнили избирательный «план». В конечном счете в мятежном Оше проголосовали около 65% населения, несмотря на то, что термометр на юге «выдавал» практически ту же цифру. Такой жары, говорят старые киргизы, они вообще припомнить не могут. Поэтому очередь за бюллетенем южные киргизы занимали с 5 утра, за 2 часа до начала голосования. В Бишкеке у избирательных участков тоже толпились, но с 6-ти.

По данным экзит-пула, проведенного неправительственными организациями Киргизии в Бишкеке, 4 из 5 опрошенных отдали голоса и. о. президента.

Теперь в киргизской столице со страхом ждут оглашения официальных результатов выборов. После этого, говорят горожане, может произойти всякое.

Бишкек боится голодных

– Видите, там в сквере под деревом сидит группа людей? – спрашивает Владимир, русский, когда-то работавший фрезеровщиком на оборонном заводе им. Ленина и ставший частным извозчиком. – Это безработные из провинции. Такие в марте грабили магазины. Теперь тоже ждут. Заплатят – пойдут и Белый дом брать (здание, где размещаются правительство и президент). Я живу недалеко от стадиона, так там таких много ночует, прямо на земле.

Заезжих голодных крестьян, которых в городе становится все больше, в Бишкеке боятся. На рынке Дородой, считающемся одним из самых крупных в регионе, корреспонденту «НИ» рассказали, что все торговцы здесь вооружены – роздано 10 тыс. стволов – «для самозащиты». Отряды самообороны организуют и базарчики поменьше. Правда, на одном из них («цумовском») меня успокоили: «Разборок не будет. Когда 17 июля брали Белый дом, наши хозяева начали вывозить из ЦУМа товары за день. А сейчас ничего, все работают».

Но если деловые люди, наученные мартовскими погромами (до сих пор, например, не отремонтирован турецкий Торговый дом, который был разграблен, разрушен и сожжен), предпринимают меры для защиты своей собственности, то обычные горожане просто боятся.

– Если мародеры свободно вошли в Белый дом, то что им стоит войти в наши дома? – говорит Батма, торгующая на рынке китайским ширпотребом.

Кстати, это теперь все, что продается в столице. Хорошие, дорогие товары бизнесмены завозить боятся, и сегодня распродают остатки старых запасов.

– Я на всякий случай вывез семью в Москву,– рассказывает владелец сети игровых автоматов Бишкека. – Думаю и бизнес сворачивать, как уже сделали многие. Уехали в Казахстан и деньги с собой забрали. Так что из страны капиталы уходят.

Власть между тем успокаивает граждан, обещая им полную защиту от всех и вся. В Совете безопасности республики не исключают, что попытки дестабилизировать ситуацию будут предприняты, но при этом категорически заявляют, что «они обречены на провал». «У нас хватит для этого сил и возможностей»,– заметили «НИ» в Совбезе.

По информации МВД, к охране порядка в стране привлечен весь личный состав министерства, да к тому же набрано дополнительно 2,5 тыс. милиционеров. К выборам им повысили зарплату – на 50%. В то время как учителям и врачам – на 10–15%. Кстати, о зарплате. Ею в Бишкеке обеспечены только вышеперечисленные категории граждан. Остальные разделились на две части, причем по половому признаку – женщины подались на базар торговать, мужчины сели за баранку. Теперь полгорода – торговцы, а пол – таксисты. Другой работы здесь нет. Нет ее и в селах. Оттуда массово выезжают на заработки в российские города (только в Екатеринбурге, по данным миграционной службы Киргизии, работают 300 тыс. киргизов), а также в более благополучный соседний Казахстан.

Однако у желающих выехать есть проблема – люди фактически без паспортов. Старые (с заграничным вкладышем) отменены, а новые, отпечатанные при старой – акаевской власти, оказались с ошибкой в госсимволике. Как сказал и. о. вице-премьера Данияр Усенов, «паспортная сделка – это мафиозная сделка, которая обошлась стране в 7 млн. евро. А чтобы выправить новые паспорта, нам надо еще 50 млн.».

Бедность и паспорта – не единственные проблемы той команды, которая придет к власти, может быть, уже сегодня (все зависит от сроков подсчета голосов, за которым следят 1200 международных наблюдателей). Проблем много. Но одна из них, как заметила «НИ» руководитель правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова (выдвинута международными структурами на Нобелевскую премию), сделать все, «чтобы потомки не сказали: «Была прекрасная страна, а эти пустили ее в трубу».

"