Posted 10 марта 2014,, 20:00

Published 10 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:37

Updated 8 марта, 04:37

Заместитель министра иностранных дел Украины Данила Лубкивский

Заместитель министра иностранных дел Украины Данила Лубкивский

10 марта 2014, 20:00
Из-за событий в Крыму и разной оценки происходящего в Киеве российско-украинские отношения накалились до предела. О том, каким видят новые украинские власти выход из создавшегося положения, «НИ» в конце прошлой недели поговорили с заместителем министра иностранных дел Украины Данилой ЛУБКИВСКИМ

– Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние украинско-российских дипломатических отношений?

– Россия совершила агрессию против нашего государства, она напала и оккупировала часть нашей территории. Россия нарушила корпус базовых документов, которые регулируют международные отношения от устава ООН и других важнейших документов Всемирной Организации до заключительного акта СБСЕ 1975 года. Нарушены фундаментальные принципы сосуществования государств. Россия подорвала доверие к гарантиям, которые давала согласно Будапештскому меморандуму. Эти действия влияют в целом на систему международных отношений, обязательств и гарантий. И подрыв этой системы является крайне опасным. Именно поэтому вся мировая общественность поддерживает сегодня Украину, поддерживает целостность Украины и нерушимость ее границ.

– Президент РФ заявил, что в Киеве, на его взгляд, произошел антиконституционный переворот. Поэтому он считает, что ничего не нарушал…

– На мой взгляд, поиск «экстравагантных» аргументов, оправдывающих агрессию, является ошибочным. Тенденция, которая ведет к самоизоляции России, также является ложным путем. Нужно иметь желание и искать аргументы для мирного урегулирования ситуации. Тот факт, что, слава богу, не пролилась ни одна капля крови – это следствие миролюбивой позиции Украины. Это следствие сдержанности и героизма украинских военнослужащих. Это надо понимать. И, безусловно, Украина заинтересована в том, чтобы руководство Российской Федерации понимало риски такой ситуации и последствия. И мы призываем к реалистичному взгляду на развитие событий. Украина открыта для диалога. Украина постоянно инициирует этот диалог. Украина призывает Российскую Федерацию ответственно относиться к международному праву и международным отношениям.

– Контактирует ли ваше министерство с российскими дипломатами?

– Мы подчеркнуто настаиваем на контактах с нашими российскими партнерами. Были первые контакты на уровне правительства. Но до последнего времени российская сторона отказывалась от полноценного диалога.

– То есть между двумя внешнеполитическими ведомствами диалога нет?

– МИД – структура разноуровневая. Между министрами прямого диалога пока нет.

– И как вы оцениваете такую ситуацию?

– Только через диалог мы сможем спасти человеческие жизни и перспективу отношений. Для украинского государства каждая человеческая жизнь имеет ценность. Это базовый принцип нашей внутренней и внешней политики. Для защиты жизни, для защиты наших интересов, целостности и нерушимости границ, мы будем настаивать на диалоге всегда. Отказ от диалога ослабляет позиции России. Отказ от диалога – это не демонстрация силы. Это, на мой взгляд, проявление искаженных идеологических установок и весьма уязвимых подходов, чьи последствия сложно предугадать. Мы должны понять друг друга. Гениальный русский режиссер Александр Сокуров очень правильно и точно сказал: «Да, мы близки, у нас есть много похожего, но это не означает, что мы один народ. Это совсем не так. Мы разные, и нам эту разность нужно уважать и ценить».

– Каким образом, по мнению Киева, можно изменить ситуацию?

– Самоизоляция – самый плохой сценарий. А в нынешнем глобальном мире – явление вообще экстраординарное. Я предлагаю посмотреть на общую картину. Есть фактически единогласная позиция международного общества. Задействованы все механизмы урегулирования ситуации от Совбеза ООН, где постоянный представитель России услышал немало аргументов, которые должны были бы убедить российскую сторону в ошибочности их позиции. Россия должна остановить агрессию, отвести войска и прекратить угрозы. Привлечены другие форумы. В частности ОБСЕ, НАТО, все региональные организации. В Париже состоялись консультации стран – гарантов Будапештского меморандума. Есть консолидированная позиция всего мира: нужен диалог и он должен дать результат, отвечающий принципам и нормам международного права и отношений. У нас с Россией есть о чем говорить, есть о чем думать на будущее. Нежелание разговаривать – это отказ от реального взгляда, обращенного в будущее.

– Украина отрицает, что в стране произошел антиконституционный переворот. Тогда чем вы можете объяснить, что Виктор Янукович обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой ввести войска?

– Подобный документ с юридической и вообще с любой точки зрения – ничто. Согласно конституции и законодательству Украины ни один ее гражданин не может обращаться с подобной просьбой к главе другого государства. Это абсурд. А с политической, если даже такой документ действительно существует, то он является подтверждением предательства Януковичем украинского государства и его клятвопреступлением. Если позиция России базируется на таких документах – это также является ошибочным подходом. Это искажает оценку ситуации. Последствия могут быть только одни – непредсказуемость поведения российской стороны. Заинтересован ли мир в непредсказуемой политике России? Нет, конечно. Мир и Украина, в частности, заинтересованы в прозрачной и прогнозируемой политике Российской Федерации.

– А сейчас политика России непредсказуема?

– Безусловно. Сам факт событий в Крыму. Агрессия. Оккупация украинской территории. Разве это предсказуемо?

– Президент Путин заявил, что в Крыму нет российских войск, за исключением ЧФ РФ.

– Посмотрите на сотни фотографий, выложенных в Интернете. Что это? Войска какой страны? Сейчас все всё видят, фотографируют. Вот – российские военнослужащие, российские номера на военных автомобилях и бронетранспортерах, российские флаги на бронетехнике. Россия оккупировала украинскую территорию, и это вообще немыслимо! Немыслимо, что в XXI веке так можно вести себя в европейском пространстве! К чему это ведет? К плохим, критическим последствиям для мира и для Российской Федерации. Сегодня она одна стоит против солидарной позиции мирового сообщества, которое однозначно поддерживает территориальную целостность и нерушимость границ Украины. Зачем это нужно?

– Как вы считаете, российские войска могут помочь Виктору Януковичу вернуть власть на Украине?

– Виктор Янукович предал украинское государство. Он самоустранился от исполнения своих обязанностей. Убежал из страны и находится в международном розыске. На Украине состоялось очищение власти от страшного криминального режима. Этот криминальный режим четыре года паразитировал на украинском народе. Это преступники и бандиты. Кого поддерживает Российская Федерация? Послушайте, как пренебрежительно президент Путин говорит об этом человеке!

– Сейчас с обеих сторон ведется небывалая по масштабам информационная война. Кто выигрывает от этого? Два братских народа, по сути, сталкивают лбами.

– В течение многих лет в российском информационном пространстве очень активно велась антиукраинская пропаганда. Когда мы сейчас спрашиваем, где найти правду, то подход, что, мол, не правы все, не является корректным. Украина дает возможность посмотреть на то, что происходит в нашем государстве. Этой цели подчинены все наши предложения для международных наблюдателей. Из всевозможных мировых и региональных организаций. Мы приглашаем: приезжайте, господа, посмотрите. И эти миссии уже начали свою работу. Мы предлагаем посмотреть, что происходит в стране, нарушаются ли права русскоязычных украинцев, национальных меньшинств. Мы просим, приезжайте в Крым. И вдруг в Крым наблюдатели не могут попасть…

– Там теперь своя власть, которую Россия считает законной, а чтобы легитимной в ее глазах стала и центральная власть, предложено вернуться к Соглашению от 21 февраля между Януковичем и оппозицией.

– Соглашение 21 февраля нарушил президент Янукович, не подписав в течение 48 часов принятый парламентом закон, оговоренный этим документом. К слову, это соглашение не засвидетельствовал и принимавший участие в переговорах оппозиции с Виктором Януковичем представитель России Лукин. Теперь нас пытаются вернуть к этому документу…

– То есть Украина к Соглашению от 21 февраля не вернется?

– На Украине появилась другая политическая реальность. И эта политическая реальность произошла после того, как от своих обязанностей самоустранился президент. Если бы Российская Федерация приняла решения о том, что мир, безопасность и человеческая жизнь имеют значение, то не было бы препятствий для работы миссии ОБСЕ и других миссий в Крыму. Поиск аргументов против – это путь в никуда. Это во-первых. Во-вторых, контрпродуктивно ссылаться на тех деятелей, которые сегодня правят в Крыму. Против них возбуждены уголовные дела. На них есть милицейские досье. Много из них известны как криминальные авторитеты. Они пришли к власти негласным способом. На что опирается Российская Федерация?

– Она признает крымскую власть.

– Крымскую власть, которая была избрана автоматчиками? Тогда пулемет признается как аргумент? В каком веке мы живем?

– Собирается ли новая украинская власть отдавать России долги? В частности, три миллиарда, полученные в декабре?

– Чтобы решать такие вопросы, нужно восстановить диалог. Украинское государство соблюдает все свои законные обязательства. Мы хотим построить с Россией новые, открытые, реально выгодные отношения, где в равной степени уважают и понимают интересы друг друга, где нет права «вето», угроз, шантажа. Мы сторонники современного мышления, которое рассчитано на кооперацию, на развитие, на вовлечение и равноправное участие России в европейских и евроатлантических процессах. Именно в таком мышлении – правда и историческая перспектива.

– Ваш прогноз развития ситуации.

– Продолжается международный переговорный процесс. В такой ситуации вряд ли имеет смысл давать какой-то четкий прогноз. Надо сделать все для деэскалации и мирного урегулирования, для вывода российских войск, для сохранения нерушимости украинских границ. Потому что так жить нельзя. Нельзя говорить об украинцах как о братском народе и вводить войска.

– Вы считаете, что крымский кризис поставил точку в добрососедских отношениях двух стран?

– Ни один правитель не может поставить никакой точки в любых отношениях. Потому что отношения – это люди. Мы чувствуем солидарность россиян из разных уголков Российской Федерации.

– Так же, как и агрессию…

– Мне очень сложно и тяжело представить, что в Совете Федерации России не нашлось ни одного человека, который бы усомнился в целесообразности ввода войск в Украину. Вы помните фильм «Двенадцать» Михалкова – ремейк классического фильма Люмета? Это очень напоминает: надо быстро принять простое решение, без малейшей тени сомнения. Надо начать бой за величие России против каких-то страшных граждан Украины, которые только что прогнали бандитов. Но мы видим много россиян, которые высказали свою солидарность. Эти люди являются гордостью России. Современные Чаадаевы. Ярчайший пример достоинства – это позиция профессора Андрея Зубова. История с ним очень точно объясняет, где правда, и верю, российское общество это прекрасно понимает. Нам нужно сделать очень многое, чтобы очистить простор наших отношений от недугов, которые являются следствием антиукраинской пропаганды, ложных представлениий о нашей истории и отсутствия желания делать выводы. Мы являемся двумя разными и равноправными народами. Мы являемся двумя равноправными независимыми государствами. И отношения между этими государствами станут успешными неизбежно.

– В сложившихся сейчас обстоятельствах, рассматривает ли Киев необходимость вступления в НАТО?

– Я выскажу не личное мнение, а передам слова главы нашего правительства. Премьер-министр Украины ответил, что именно сейчас этот вопрос не стоит на повестке дня. Мы хотим мира и безопасности. Это главное, и вы это понимаете. Если вам угрожают, вы будете всегда искать адекватные инструменты и способы, чтобы защитить себя.

– В то же время ЕС решил немедленно подписать политическую часть Соглашения об ассоциации с Украиной. Когда это может произойти и что означает такая спешка?

– Это реализация стратегического курса внешней политики Украины, закрепленного в законодательстве и декларированного многие годы. Мы просто стараемся, чтобы наши обещания не расходились с нашими делами. Подписание соглашения состоится в ближайшее время. Этот документ – стимул для многих преобразований, которых ждут наши граждане.

Аналогичные вопросы редакция «НИ» направляет в МИД России.

"