Posted 10 марта 2014,, 20:00

Published 10 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:37

Updated 8 марта, 04:37

«Morning glory» хотят утопить

«Morning glory» хотят утопить

10 марта 2014, 20:00
Министр культуры Ливии Аль-Хабиб аль-Амин заявил, что корабли ВМФ страны выдвинулись в залив Большой Сирт с приказом любой ценой, вплоть до применения силы, остановить северокорейский танкер «Morning glory». Захватившее терминал в городе Сирт местное вооруженное ополчение объявило о том, что не подчиняется официальному

Почему столь грозное заявление сделал именно министр культуры – загадка. Или, скорее, отражение того беспорядка, который сейчас царит в Ливии. «Решение правительства окончательное и обжалованию не подлежит, – заявил аль-Амин на пресс-конференции в Триполи. – Если танкер попытается выйти в море, то будет превращен в кучу металлолома».

Ранее приказ о применении силы в отношении «Morning glory» получили и ВВС Ливии. Однако военные летчики отказались бомбить танкер, сославшись на высокую вероятность большого числа жертв среди мирного населения. Это предостережение не остановило премьер-министра Ливии Али-Зейдана, и он приказал в случае необходимости открыть по северокорейскому танкеру огонь.

Похоже, северокорейские моряки стали заложниками в политической борьбе в Ливии между западом и востоком страны, Триполитанией и богатой нефтью Киренаикой, где власть – у разных местных группировок (так называемых милиций). Посольство КНДР в Триполи попыталось вмешаться в конфликт и остановить загрузку «Morning glory». Однако, по информации СМИ, освещающих события в судоходстве, капитан и команда танкера находятся в положении пленников у вооруженных повстанцев, которые заставляют их под дулами автоматов закачивать в трюмы нефть. Всего танкер может взять 350 тыс. баррелей нефти, которая, по словам представителя Национальной нефтяной компании (NOC) Мохаммеда аль-Харари, «украдена» у правительства и иностранных партнеров. Эта нефть находилась в резервуарах с августа прошлого года, когда милиция блокировала Сирт и два других нефтяных терминала на востоке страны в богатой нефтью провинции Киренаика. Всего же в 19 резервуарах терминала Сирт могут храниться 6,2 млн. баррелей нефти.

Захват вооруженной милицией нефтяных терминалов на востоке Ливии и попытки торговать нефтью поставили страну на грань второй за три года полномасштабной гражданской войны (вялотекущее противостояние между различными группировками, племенами и кланами там идет с момента свержения Муамара Каддафи). Началось же все несколько месяцев назад с забастовок сотрудников Управления охраны нефтяных месторождений (PFG), которые протестовали против задержек выплаты зарплаты. Затем протесты охранников переросли в недовольство системой распределения доходов от торговли нефтью и требования более широкой автономии для востока Ливии. Правительство в Триполи и милиция несколько раз пытались достичь компромисса, но терминалы по-прежнему заблокированы. Ситуация в нефтяном секторе привела к финансовому кризису: если в июле 2013 года Ливия добывала и продавала 1,4 млн. баррелей нефти в сутки, то сейчас в пять раз меньше – около 300 тыс. Убытки Триполи уже превысили 10 млрд. долларов.

Самопровозглашенное правительство Киренаики, несмотря на угрозы центра, пытается продавать нефть. «Morning glory» – вторая попытка сепаратистов заработать на главном природном богатстве Ливии. В январе к терминалу Сирт попытался подойти танкер с мальтийским флагом, однако он повернул назад после того, как военные катера сделали несколько предупредительных залпов.

"