Posted 10 марта 2011,, 21:00

Published 10 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:28

Updated 8 марта, 06:28

Вперед в черное прошлое

Вперед в черное прошлое

10 марта 2011, 21:00
В четверг снова напомнила о себе историческая область Дарфур на западе Судана. Активистов местного «Движения за равенство и справедливость» воодушевила победа их соратников на юге республики, добившихся через референдум независимости своего региона. И вот в Дарфуре снова начались бои. 15 партизан, убитых солдатами прав

Автору этих строк довелось стать свидетелем проведения первых многопартийных выборов в истории Гвинейской Республики (запад Черного континента) в 1993 году. Главным пропагандистским роликом, который крутился тогда по местному телевидению, стало изображение ковра – карты страны, на котором сидели представители трех самых многочисленных местных народностей – фульбе, малинке и сусу. Каждый из них тянул кусок материи в свою сторону. За кадром призыв: «Сохраните государство!» Гвинейцам повезло – в итоге никто из местных политиков не стал акцентировать внимание именно на межнациональных проблемах. Хотя, например, можно было вспомнить о том, что государство фульбе – Фута-Джаллон – сохраняло формальную независимость до 1904 года (когда будущая Гвинея была уже оккупирована иностранными войсками), за что племенные «бойцы» из других народностей не раз обвиняли фульбе в сотрудничестве с французскими колонизаторами.

Особенно запомнилась одна из поездок в гвинейскую глубинку – деревню Матаганья. Семилетняя девочка встретила гостя из России традиционным книксеном (франкофоны ведь!) и сразу отвела к подружкам: те вышивали на платочках все ту же карту своей родины. Вообще, в национальном самосознании как гвинейцев, так и жителей большинства других африканских стран сепаратизм всегда представал как наибольшее зло. Опыт создания «Государства Биафра», пытавшегося в конце 1960-х годов отколоться от многомиллионной Нигерии, приведший к кровавой междоусобице, в любом африканском учебнике истории представлен как самая трагическая ошибка жителей Черного континента.

На этом фоне неожиданно выглядят страсти, разгоревшиеся в самом большом по территории африканском государстве – Республике Судан. В 2005 году «НИ» публиковали интервью с тогдашним послом этой страны в России Шол Денг Алаком, в прошлом – первым комиссаром народно-освободительной армии Южного Судана. Он, как и многие его коллеги, и не помышлял о провозглашении независимого южно-суданского государства. Сразу возникает аналогия с покойным лидером косовских албанцев Ибрахимом Руговой, который изначально осудил натовские бомбардировки Сербии в 1999 году и тоже утверждал, что он против создания «второго албанского государства». Однако и в том, и в другом случае верх взяли наиболее радикальные активисты национальных движений.

Об опасности «балканизации» Черного континента сегодня говорят многие африканские политики и эксперты. Как рассказал «НИ» депутат эфиопского парламента Гетачеу Джига Демексса, одной из наиболее острых проблем его страны остается стремление немалой части 25-миллионной народности оромо (всего население республики составляет около 63 млн. человек) к самоопределению. Оромо в свое время принимали самое активное участие в борьбе с императорским режимом Хайле Селайссие, затем свергали «лучшего друга СССР» Менгисту Хайле Мариама, но в итоге мало чего добились. Они до сих пор обвиняют власти в пренебрежении к своим проблемам. Проблемы-то серьезные. Еще спецпосланник российского самодержца Николая II иеросхимонах Антоний Булатович предупреждал об опасности воссоздания государства оромо, ведь ареал проживания представителей этого этноса помимо Эфиопии (включая столицу страны Аддис-Абебу) охватывает еще и север соседней Кении.

По-прежнему бурлит и «африканский гигант» – почти 160-миллионная Нигерия. Там снова и снова вспоминают о «Государстве ибо» (в транскрипции русского учебника географии 1911 года – «икбо»), существовавшем до полного захвата территории нынешней Нигерии англичанами в начале ХХ века. Ибо вместе с рядом других этносов составляют около 50% населения республики, исповедующего христианство. Как рассказал «НИ» исполнительный секретарь некоммерческой организации «Международный научный мост» Игорь Кульков, специализирующийся на этой тематике, о собственной государственности местные радикалы из кланов ибо начинают говорить, только когда начинаются вооруженные столкновения с боевиками-мусульманами. Действительно, три последних президента страны последовательно представляли разные этносы, в том числе ибо. Здесь, как и в Гвинее, стараются не делать акцент на «исторической народной памяти». Впрочем, в Нигерии, как и в Судане, есть огромные запасы нефти, а следовательно, и иностранные компании, конкурирующие в борьбе за «черное золото». Не секрет, что именно зарубежные дельцы в 1960-е годы закладывали политический детонатор, рванувший провозглашением независимости «Государства Биафра» на нефтеносном востоке республики. Так что окончательные выводы о возможной судьбе самого густонаселенного африканского государства пока делать рано.

"