Posted 10 февраля 2014,, 20:00

Published 10 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:38

Updated 8 марта, 04:38

Второй раунд надежд

10 февраля 2014, 20:00
В Швейцарии открылся второй раунд мирной конференции по Сирии «Женева-2». Он начался с отдельных переговоров спецпосланника генсека ООН по Сирии Лахдара Брахими с участниками: правительством Башара Асада и сирийской оппозицией. Переговоры в Женеве, похоже, проходят под спортивным девизом: «Главное не победа, а участие»

Главным действующим лицом на «Женеве-2» судя по всему вновь предстоит быть Лахдару Брахими. В конце января он, как Фигаро, успевал везде и успешно уговаривал постоянно угрожавших покинуть Женеву участников остаться. Сам Брахими, несмотря на то, что сирийцы общаются друг с другом не напрямую, а только через него, считает первый раунд, проходивший 24–31 января, удавшимся хотя бы по той причине, что впервые за три года удалось усадить за один стол непримиримых участников гражданской войны в Сирии. Да и на второй раунд алжирский дипломат смотрит с оптимизмом.

Второй раунд тоже начался с консультаций Брахими с участниками в отдельности. Делегацию Дамаска так же, как в первом раунде, возглавляет министр иностранных дел Сирии Валид аль-Муаллем, а вот с делегацией оппозиции полный туман. Накануне начала конференции появилась информация о том, что Национальная коалиция ведет беседы об участии в переговорах и других оппозиционных групп и движений. Между тем высокопоставленный член правительственной делегации Бутайна Шаабан заявил иранскому телеканалу Al-Alam TV: «Мы не знаем, кого представляют люди, которые называют себя оппозицией, сколько их и какое отношение они имеют к Сирии».

«Женева-2» является продолжением «Женевы-1» – мирной конференции, которая прошла в этом швейцарском городе в 2012 году и на которой мировые державы (США, поддерживающие оппозицию, и Россия, стоящая на стороне правительства Асада) договорились о необходимости мирных перемен в Сирии. План так и остался на бумаге, потому что гражданская война и не думала стихать и только набирала обороты. Ее участники в целом согласны с планом о мирных переменах, но все дело в том, что понимают они их по-разному.

Эти разногласия очень ярко проявились в январе, на первом раунде женевских переговоров. Правительственная делегация категорически отказывается обсуждать судьбу Башара Асада, подразумевая, что он будет принимать деятельное участие во всех переходных правительствах и выборах. Оппозиция же считает, что именно уход президента Асада с политической арены должен быть главной темой обсуждения.

Это, конечно, главный вопрос, по которому крайне трудно найти компромисс, но далеко не единственный. Дамаск настаивает на том, что обсуждать следует в первую очередь борьбу с «терроризмом», под которым в правительстве понимают оппозицию и особенно ее радикальную часть. Национальная коалиция требует, чтобы переговоры обязательно затронули действия правительства Асада, которое, утверждает она, морит голодом захваченные оппозицией территории, нещадно обстреливает их, а также пригласило из Ливана шиитские отряды «Хезболлы», поддерживаемые Тегераном.

Стороны, похоже, сходятся лишь в одном – что войну следует заканчивать. Число жертв кровопролития в Сирии приближается уже к 140 тыс. человек. По некоторым оценкам, беженцами является едва ли не половина населения страны, насчитывавшего перед началом конфликта 22 млн. человек.

"