Posted 10 февраля 2010,, 21:00

Published 10 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:59

Updated 8 марта, 06:59

Виктор-примиритель

10 февраля 2010, 21:00
Украина постепенно приходит в себя после выборов. Тем временем новоизбранный президент Виктор Янукович времени зря не теряет. В своих последних заявлениях он доказывает, что все его решения будут базироваться исключительно на интересах Украины, а то, что происходило в 2004 году, – события далекого прошлого. Он обещает

Вчера Центризбирком подсчитал все бюллетени и подтвердил победу Виктора Януковича. Он набрал 48,95% голосов – это 12 млн. 481 тыс. 268 человек. У премьер-министра Юлии Тимошенко – 45,47%, еще 4,36% проголосовали против всех. Команда победителя уже активно действует в парламенте, готовя почву для отставки проигравшего премьера, создания своей коалиции и выдвижения кандидатуры на пост нового главы правительства.

Сам Виктор Янукович занялся тем временем продвижением своего нового международного имиджа. В интервью CNN он заявил, что не станет следовать в фарватере Москвы: «Главные принципы моей политики будут базироваться на национальных интересах Украины. Я буду пытаться построить сбалансированные отношения с Россией и Европой». При этом он пообещал делать все, чтобы улучшить отношения с Россией и сделать их взаимовыгодными в интересах украинцев и россиян.

Большинство украинских политологов затрудняются в оценке внутренних личностных изменений, произошедших в Викторе Федоровиче с 2004 года. Однако практически все отмечают: серьезно изменились обстоятельства, общество и страна, в которой его через некоторое время официально объявят президентом. Ныне, если какой-то украинский лидер преступает некую красную черту, то не получает поддержки общества, и на его пребывании у власти ставится крест. На Украине уже несколько раз менялись правительства, лидеры приходили и уходили, поэтому Янукович по умолчанию принимает эти правила, понимая, что теперь придется играть только по ним.

Как пояснил «НИ» директор Центра мира, конверсии и внешней политики Александр Сушко, в 2004 году «все шло к незаконному проталкиванию Януковича на должность президента, поэтому он не имел бы никакой легитимности ни на Западе, ни в самом украинском обществе». «И такой президент не имел бы никаких других дверей, кроме как дверей в РФ, – убежден политолог. – Сегодня же в его победе нет никакой заслуги России. Поэтому и у него нет перед Москвой никаких обязательств: ни моральных, ни материальных. Естественно, его политика будет отличаться от политики президента Ющенко, но она достаточно прагматична, и в его планы явно не входит реализация каких-то глубоких интеграционных проектов с Россией». По мнению эксперта, «единственное, что Янукович может подарить России, – это спокойствие относительно того, что при нем Украина не станет членом НАТО».

В свою очередь, заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Дмитрий Выдрин подчеркнул: на российском направлении внешней политики Украины «все меньшую роль будут играть чиновники, а все большую – бизнесмены». Последние заявления Януковича подтверждают и это. По его словам, приоритеты в сотрудничестве с Россией будут сфокусированы на стабильных поставках энергии, а с ЕС он попытается делать шаги в сторону подписания соглашения о зоне свободной торговли. Кроме того, Виктор Янукович неоднократно говорил, что будет добиваться пересмотра газовых договоренностей с РФ.

В то, что это не пустые слова, верят даже в команде действующего президента Виктора Ющенко. «Это не игра на публику. Янукович исходил из выводов профессионалов, и он говорил о необходимости пересмотров контрактов по конкретным пунктам. Об этом не говорила, но это делала и Тимошенко. На самом деле пересмотр контрактов в каком-то смысле уже состоялся в 2009 году: ликвидированы штрафные санкции, уменьшены обязательные объемы отбора газа на 2010 год, то есть какие-то прагматические шаги в этом плане были сделаны, – рассказал «НИ» уполномоченный нынешнего президента Украины по энергетическим вопросам Богдан Соколовский. – Янукович, пока был не при власти, мог выступать только в качестве эксперта, и он отдает себе отчет, что пересмотр контрактов – крайняя необходимость».

"