Posted 10 февраля 2009,, 21:00

Published 10 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:39

Updated 8 марта, 07:39

Конец «ядерной инквизиции»

10 февраля 2009, 21:00
Правящая в Швеции буржуазная коалиция нанесла едва ли не смертельный удар европейским противникам «мирного атома». Кабинет министров принял решение развивать атомную энергетику. Для шведов эта новость оказалась сродни реабилитации Ватиканом «ересей» Галилея или Коперника.

В 1979 году, после аварии на американской АЭС в Гаррисбурге, тогдашний премьер Швеции Улоф Пальме решил провести референдум о будущем атомной энергетики в своей стране. Итоги всенародного голосования 1980 года вылились в постановление парламента о постепенной ликвидации действующих АЭС и запрете на возведение новых станций. Чернобыльская авария 1986 года, в результате которой на севере Швеции выпали радиоактивные осадки, вызвала дополнительное ужесточение «антиядерного» законодательства. Под страхом уголовного преследования было запрещено вести какие-либо научные работы или иным способом подталкивать развитие АЭС. Столь жесткую позицию властей порой называли даже «ядерной инквизицией».

Однако благодаря усилиям промышленников и их лоббистов исполнение закона о ликвидации атомных станций всячески затягивалось. Из 12 действовавших ядерных реакторов под давлением Дании было остановлено в 2005 году лишь два – на АЭС «Барсебек», возвышавшейся на другом берегу пролива, отделяющего Швецию от Дании. Но эти выведенные из эксплуатации маломощные энергоблоки «погоды не сделали». Десять остальных реакторов после модернизации увеличили производительность почти в два раза, обеспечивая половину потребностей страны в электроэнергии.

Своей нынешней реабилитации «мирный атом» обязан прежде всего глобальному потеплению, вызванному парниковыми газами. АЭС не загрязняют атмосферу подобно станциям, работающим на газе или на угле. Поэтому правящая коалиция Швеции увидела в их возрождении единственный способ достичь поставленной цели – уменьшить к 2020 году выбросы в атмосферу углекислого газа на 40%.

Отмена почти тридцатилетнего табу на развитие атомной энергетики сопровождается рядом ограничений, имеющих скорее психологический эффект, чем реальное значение. Количество реакторов решено ограничить десятью существующими, а государство не будет субсидировать развитие «мирного атома». Современные технологии позволяют заменить действующие реакторы столь мощными агрегатами, что они обеспечат электричеством всю Швецию, позволив еще и продавать излишки за границу. Субсидии также не нужны. Промышленники неоднократно заявляли, что найдут средства на реализацию проектов, основанных на чисто коммерческой основе. Основная же масса населения сегодня так испугана глобальным потеплением, что поддерживает идею возрождения АЭС – аварии прошлого забыты. А немногим непоколебимым «зеленым» правительство сделало подарок в виде обещания полностью отказаться от ископаемых видов топлива в национальной энергетике, а также довести к 2020 году количество возобновляемой энергии, прежде всего ветровой, до 50%.

Решение Швеции дать «зеленый свет» АЭС послало волны по всей Европе, поскольку эта страна многие годы была образцом для подражания всем противникам «мирного атома». В наибольшей растерянности пребывают германские социал-демократы, которые в 2002 году по примеру Стокгольма приняли закон о постепенном отказе от АЭС. Немецкие СМИ комментируют шведское решение как открытие «второго фронта» атомными лоббистами.

"