Posted 10 января 2010,, 21:00

Published 10 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

Выдержит ли боливар два курса?

10 января 2010, 21:00
В минувшие выходные в Каракасе царил потребительский ажиотаж. После объявленной президентом Чавесом девальвации боливара жители венесуэльской столицы, казалось, скупали все, опасаясь, что с понедельника цены в стране удвоятся. Самые большие очереди выстроились в магазинах, торгующих электроникой и бытовой техникой.

Как сообщают корреспонденты западных СМИ, «простые» граждане, объясняя свой резко возросший интерес к всевозможным покупкам, рассказывали: когда они услышали об изменении курса доллара, то не мешкая сняли последние деньги со счетов и побежали за телевизорами, компьютерами, стиральными машинами, холодильниками, ожидая грядущего взлета цен. Тем более что многих смутило время, когда президент объявлял о девальвации – в ночь на пятницу, пока страна с упоением смотрела по телевидению бейсбольный матч между популярными командами. Сам Чавес сказал, что инициированные им меры должны «ограничить ненужный импорт». По данным испанского портала FocusEconomics, в Венесуэле инфляция набирала обороты с 2003 года, когда фиксированный валютный курс составлял 1,6 боливара за доллар. Отметку в 2 боливара прошли 4 года назад. На черном рынке теперь за «зеленый» дают и вовсе 6 боливаров. Так что на самом деле одна из целей девальвации – сократить разрыв между официальным и теневым курсом доллара.

Более низкой ставкой (2,6) двойного валютного курса к доллару смогут воспользоваться государственные продовольственный и социальный сектора экономики, включая здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение, сектор науки и технологий, а также компании, закупающие оборудование для национальной промышленности. А вот те, кто специализируется на импорте автомашин, на ввозе электроники, текстиля, стройматериалов, алкоголя и табачной продукции, будут следовать более высокому и менее приоритетному курсу 4,3 к 1.

Один из лидеров оппозиции, столичный мэр Антонио Ледезма, уже заявил, что уровень жизни венесуэльцев упал и будет падать дальше, а власти попросту хотят «переложить решение экономических проблем на простых граждан». Министр финансов Али Родригес в свою очередь убежден, что девальвация подстегнет инфляцию «всего лишь» на 5%. Он отметил, что установление только одного, «высокого» курса – 4,3 боливара за доллар – привело бы к чрезмерному росту цен на ключевые, необходимые товары. А Венесуэла очень сильно зависит от импорта потребительских товаров. «Высокий» курс называют «нефтяным долларом». Доходы от нефти составляют половину бюджета страны, но в последнее время они упали из-за снижения мировых цен. Теперь же валютные поступления государства от продажи углеводородов при пересчете на местную валюту удвоятся. Впрочем, официальные СМИ не называют происходящее в Венесуэле девальвацией, предпочитая термин «регулирование». Правительство обещает установить контроль за ценами на хлеб, мясо, молоко и кофе, сохранить бесплатное здравоохранение и образование – словом, сделать все «во благо социалистического развития».

"