Posted 10 января 2010,, 21:00

Published 10 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

Обошли на повороте

10 января 2010, 21:00
В 2009 году в КНР было продано 13,5 млн. машин, в то время как в США – 10,4 млн. Так мало автомобилей американцы не покупали последние 27 лет. На этом фоне Россия, которую до кризиса многие эксперты считали одним из самых перспективных авторынков, с менее 2 млн. проданных легковых машин смотрится более чем скромно.

Китайцы, как сообщило правительственное агентство Xinhua, обошли американцев в продажах на 3,1 млн. машин. Даже если из этого числа вычесть тяжелые грузовики, которые не учитывают в подсчетах американские статистики и которых в КНР продано в прошлом году 650 тыс. штук, превышение все равно получается очень значительным. «Это произошло даже раньше, чем мы ждали», – заявил Рао Да, генеральный секретарь Ассоциации производителей легковых автомобилей Китая, на пресс-конференции в Шанхае.

Ранее считалось, что китайцы обгонят американцев не раньше 2020 года. Однако ждать так долго не пришлось – скачку способствовал не только рост китайского автопрома, но и меры правительства КНР, направленные на снижение налогов для владельцев машин с низким расходом топлива. С другой стороны, 730 млн. долларов были выплачены в виде субсидий покупателям больших машин, пикапов и мини-вэнов. Так что не забыт оказался никто. Кроме этого, власти продолжали энергично строить автодороги.

На достигнутом китайцы останавливаться не собираются. В этом году, по экспертным оценкам, ожидается, что число проданных автомобилей вырастет еще на 20%. Сейчас местные производители делают ставку на покупателей из небольших городов. «Люди в Китае становятся богаче и могут позволить себе купить машину,– объясняет ситуацию Рао Да. – Молодые люди с помощью родителей могут за 2–3 года заработать на машину. Сейчас иметь автомобиль в Китае нетрудно. Это могут себе позволить даже китайцы со средним достатком».

В прошедшем году китайский авторынок вырос на 45% по сравнению в 2008 годом. В то же самое время в США, которые еще недавно считались первым авторынком планеты, покупки машин снизились на 21,2%. Если раньше авто считалось главной любовью американцев, то сейчас, похоже, эта любовь уходит в прошлое. В 2009 году впервые за последние 60 лет число машин, сданных на металлолом, превысило число авто, сошедших с конвейеров американских автозаводов. Так мало машин американцы не покупали с 1982 года.

Что касается российского автопрома, то в нем положение, увы, ничуть не лучше, чем в американском. Об этом красноречиво говорит динамика продаж за минувший год. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, россияне купили за 11 месяцев 2009 года около 1,34 млн. легковых и легковых коммерческих автомобилей, то есть вдвое меньше, чем за январь–ноябрь 2008 года. Схожи и методы воздействия на ситуацию. В Америке GM и Chrysler, две компании из «Большой тройки», были вынуждены объявить банкротство. От разорения их спасла лишь финансовая помощь правительства. А где бы был «АвтоВАЗ» без поддержки Российского государства…

В чем Россия и США отличаются друг от друга, так это в перспективах. Лестер Браун, президент исследовательского центра «Институт гражданского общества», сообщил в интервью газете New York Times, что происшедший в Америке спад – «это не единовременное событие. Он уверен, что дело не только в кризисе. «Мы ожидаем дальнейшее снижение покупок и в обозримом будущем», – отметил эксперт. Сейчас в Соединенных Штатах 246 млн. зарегистрированных автомобилей и 209 млн. автолюбителей с водительскими правами. По мнению г-на Брауна, число автомобилей в стране к 2020 году снизится еще на 10%, поскольку американцы пресытились машинами. Кстати, в Японии такая ситуация возникла еще в 1990 году. С тех пор автопарк Страны восходящего солнца сократился на 21%.

Кроме финансовых имеются, конечно, и другие причины. В США, к примеру, сейчас окончательно сложилось урбанизированное общество – четверо из пяти американцев живут в больших городах. В мегаполисах резко выросли цены на парковку и другие услуги для автомобилистов. Молодое поколение американцев, отнюдь не так, как прежде, уверенное в будущем, тоже все чаще перестает видеть в автомобиле пропуск во взрослую жизнь. «Никто не знает, сколько машин будет продаваться в Америке в предстоящие годы, – говорит Лестер Браун, – но учитывая нынешние тенденции, без особого риска ошибиться можно утверждать, что продажи автомобилей больше не достигнут 17 млн. штук, как в 1999–2007 годах. Скорее всего, они будут колебаться между 10 млн. и 14 млн. автомобилей в год».

Российскому же рынку авто, в отличие от американского, еще далеко до насыщения и тем более до пресыщения. Его на самом взлете обрушил кризис, резко сокративший и платежеспособный спрос, и кредитные программы. По прогнозам оптимистов, восстановление начнется к середине будущего года. Пессимисты же считают, что уровня докризисных продаж машин мы не достигнем еще очень долго, а возможно, и никогда.

"