Posted 10 января 2006,, 21:00

Published 10 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

Смутное время Израиля

Смутное время Израиля

10 января 2006, 21:00
Главу израильского правительства Ариэля Шарона уже третьи сутки пытаются вывести из состояния комы. Прогнозы медиков неутешительны. Если даже премьер придет в сознание, нет гарантий, что он будет дееспособен – как в физическом, так и в интеллектуальном смысле. Болезнь Шарона тем временем обострила политическую борьбу в

Ровно неделю назад, в среду, 4 января, около 10 часов вечера, глава правительства Израиля Ариэль Шарон почувствовал резкую головную боль и тошноту. Потом у него отнялась левая рука. Лечащий врач премьер-министра принял решение срочно везти больного в иерусалимскую больницу «Хадасса», в которой он уже пролежал несколько дней после перенесенного им 17 декабря прошлого года микроинсульта. В карете «скорой помощи» Шарон потерял сознание. В больнице установили диагноз – обширное кровоизлияние в мозг. Медицинское название этой болезни – геморрагический инсульт или апоплексический удар. Если учесть, что геморрагия переводится как кровотечение, то сразу становится очевидной смертельная опасность, нависшая над Шароном. В декабре прошлого года израильский премьер перенес так называемый ишемический инсульт, за которым не последовало кровоизлияния в мозг. При апоплексическом ударе у Шарона разорвалась мозговая артерия, и кровь пропитала часть мозга. Бригада нейрохирургов трижды оперировала Шарона. Главная задача состояла в снижении внутричерепного давления и остановке кровотечения.

В понедельник утром врачи начали постепенно снижать дозировку анестезирующих препаратов, из-за которых Шарон все время находится в так называемой глубокой наркотической коме. Он начал дышать самостоятельно, уже реагирует на боль, сделал движение правой рукой и правой ногой. Однако левая половина тела остается неподвижной. Профессор Феликс Умански, руководивший бригадой нейрохирургов, которые трижды оперировали Шарона, отвечая на вопросы корреспондента «НИ», заметил: «Опасность для жизни Шарона все еще сохраняется». Профессор Умански отказался выразить оптимизм относительно восстановления интеллектуальных способностей премьер-министра после перенесенного им апоплексического удара. Более того, генеральный директор больницы профессор Шломо Мор-Йосеф не смог ответить на вопрос, сколько часов или дней осталось ждать до «пробуждения Шарона». Однако если следовать мировой практике, то в таких случаях созывается специальная комиссия, которая в соответствии со списком медицинских показателей, называемых «гарвардскими критериями», устанавливает факт гибели мозга. После этого ставится вопрос об отключении от аппаратуры, поддерживающей дыхание и частоту сердечного ритма.

Нельзя не сказать о слухах, распространившихся среди журналистов, ожидающих рядом с больницей «Хадасса» листа о состоянии Шарона. Сразу несколько человек, спустившихся с седьмого этажа больницы, где в охраняемом боксе лежит Шарон, заявили, что израильский премьер скончался еще 5 января около 11 часов утра. Однако даже представители арабских средств массовой информации не доверяют этим «фактам». Один из журналистов отметил в беседе с корреспондентом «НИ», что «Шарону примеряют последние дни Арафата, но у них разные судьбы».

Тем временем обязанности главы правительства перешли к 60-летнему вице-премьеру Элхуду Ольмерту, который пока еще не снискал славу политического деятеля, по масштабам хотя бы приближающегося к Шарону. Обычно он озвучивал политические идеи главы правительства до того, как тот сам их публично высказывал. Неясно, сумеет ли Ольмерт стать одновременно и лидером партии «Кадима», которую Шарон создавал под себя. Похоже, что Ольмерт растерян. Он пытается заручиться поддержкой авторитетного 83-летнего Шимона Переса, бывшего лидера левой партии «Авода». Однако Перес – союзник ненадежный. Он вполне может вернуться в свою «родную» партию, если ее нынешний лидер Амир Перец пообещает ему теплое место.

Неожиданно на помощь Ольмерту пришел заклятый друг Шарона Биньямин Нетаньяху, новый лидер «Ликуда». Во-первых, Нетаньяху разрешил министрам от его партии оставаться в правительстве. Во-вторых, бывший министр финансов Нетаньяху заявил о готовности поддержать новый госбюджет на 2006 год. Однако даже принятие госбюджета мало повлияет на нервозность политической элиты Израиля. Конечно, смутные времена когда-нибудь кончаются. Если «Кадима» оправится от травмы, нанесенной болезнью Шарона, то в конце марта нынешнего года израильтяне вновь могут увидеть свет в конце тоннеля – должны состояться парламентские выборы.

Что же касается непосредственно Шарона… Один древнегреческий философ сказал: «Человек умирает тогда, когда выполняет свою миссию». Выполнил ли свою миссию Ариэль Шарон? В смутные времена никто не подводит итогов.

"