Posted 9 ноября 2005,, 21:00

Published 9 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Ошибка Акаева

9 ноября 2005, 21:00
Сегодня в столице Киргизии состоится народное собрание, которое попытается ответить на вопрос: зачем киргизам второй государственный – русский – язык? Инициаторами мероприятия выступили некоторые неправительственные и политические организации, которые требуют от властей республики исключить из конституции статью, поста

В пресс-релизе, который накануне события распространил в Бишкеке штаб по защите государственного языка («настоящего – киргизского, а не искусственно насажденного – русского»), отмечается, что после того, как этот статус конституционно был закреплен за русским языком, киргизский «оказался вытесненным на задворки». И если сохранить статус-кво, скоро в стране вообще забудут родную речь. В партиях националистического толка, например, «Асаба», которые всегда выступали под лозунгом «Киргизия – для киргизов» и теперь составили костяк штаба патриотических сил, ссылаются на то, что, дескать, даже в правительстве есть люди, которые не говорят по-киргизски. Хотя имена при этом не называются, ни для кого не секрет, кого имеют в виду национал-радикалы – премьер-министра Феликса Кулова. Выросший в столице, он действительно больше говорит по-русски. Но, заметил «НИ» директор Института политической экономики Киргизии Марат Тазабеков, это характерно не только для премьера, но и для населения страны в целом. «В последние два года в Киргизии наблюдается настоящий бум русского языка,– рассказывает г-н Тазабеков. – Русские классы в школах переполнены. Это объясняется тем, что, зная русский, легче найти работу в России». По официальным данным, более полумиллиона киргизов сегодня работают в соседних с Киргизией российских областях, потому что не могут найти работу дома.

По мнению экспертов, вопрос об изменении статуса русского языка поднят сейчас потому, что новой властью затеяна конституционная реформа. Президент Курманбек Бакиев не раз заявлял, что старая конституция писалась под режим Аскара Акаева, и потому у главы государства были непомерно широкие полномочия, которые следовало бы распределить между другими структурами власти. Госсекретарь США Кондолиза Райс во время посещения Бишкека даже назвала срок перекройки конституции – конец текущего года. Потому народное собрание, в котором сегодня участвуют деятели культуры и науки, торопится, использует благоприятный момент и требует от власти изменить статьи основного закона, касающиеся не только государственного устройства, но и госязыка.


В киргизских колониях, помимо оружия, держали скакунов, коз и выращивали коноплю

"