Posted 9 октября 2005,, 20:00

Published 9 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

Лучше новых двух

Лучше новых двух

9 октября 2005, 20:00
Вчера в Польше прошли президентские выборы. Результаты голосования станут известны сегодня, но некоторые польские политологи пальму первенства уже отдают лидеру либеральной «Гражданской платформы» Дональду Туску. Правда, есть мнение, что консерватор Лех Качинский из партии «Право и справедливость» вряд ли серьезно отст

Президентским выборам в Польше предшествовали парламентские. В результате последних подавляющее число депутатских мандатов досталось опять-таки «Праву и справедливости» и «Гражданской платформе», которые сразу же заявили о своем намерении сформировать совместную коалицию в правительстве. «Право и справедливость», набравшая больше всего голосов, к тому же должна была назначить нового премьер-министра страны. Однако вопреки ожиданиям им стал не лидер партии и брат-близнец Леха Качинского Ярослав, а малоизвестный экономист Казимеж Марцинкевич. Такое решение принял сам Ярослав, исходя из того, что его родной брат баллотируется в президенты и полякам может не понравиться «семейное» правление.

Несмотря на весьма обширные полномочия премьер-министра, глава государства в польской парламентско-президентской республике также обладает значительной властью. В частности, он наделен правом вето против решений парламента, а при определенных обстоятельствах может даже его распустить. Во многом президент определяет внешнюю политику своей страны и серьезно влияет на внутреннюю. В этом смысле победа либерала Туска будет означать для поляков более радикальные рыночные реформы (впрочем, за них выступает и Качинский), борьбу против коррупции, а также большую интеграцию в ЕС. Качинский, стопроцентный консерватор, упирает на необходимость «моральной революции» в Польше и скептически относится к Евросоюзу. Его инициативы по ограничению прав лиц нетрадиционной сексуальной ориентации или введению в стране смертной казни вызывают вполне объяснимое раздражение в Брюсселе. На фоне все более увеличивающейся роли Варшавы в ЕС победа Качинского – хотя она и не очень вероятна – могла бы серьезно затормозить этот процесс и в целом несколько изменить европейскую политическую ситуацию.

Что касается России, то для нее президентские выборы в Польше станут в каком-то смысле «дублем два» парламентских. Ни Туск, ни Качинский в особом расположении к Москве замечены не были. Так, по мнению лидера «Гражданской платформы», «Россия уважает только силу и не считается с Польшей», а потому с ней «надо вести себя гордо и решительно». Впрочем, Туска, конечно, нельзя назвать антироссийским политиком. Возможно, в противовес Качинскому он не раз заявлял о необходимости улучшения отношений с Москвой, а также с Берлином. Риторика лидера «Права и справедливости» принципиально иная, причем во многом она призвана затронуть и антигермански настроенных избирателей. «Нападение Гитлера и Советской России принесло нам гибель шести миллионов человек, страшные лишения и полвека неволи. Россияне убили тысячи польских офицеров. Сегодня они отказываются признать это геноцидом», – говорится в одном из предвыборных роликов Качинского. Конечно, досталось Москве и Берлину от консерваторов и за газопровод, который стороны решили провести через Балтийское море в обход Польши. Это соглашение лидер «Права и справедливости» окрестил новым «Пактом Риббентропа–Молотова».




Фаворит парламентских выборов Ярослав Качинский отказался от поста премьер-министра

"