Posted 9 сентября 2013,, 20:00

Published 9 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:49

Updated 8 марта, 04:49

Тень Брейвика

9 сентября 2013, 20:00
Вчера в Норвегии состоялись парламентские выборы, предварительные результаты которых заставляют Европу задуматься. Жители самой благополучной страны Старого Света, которую практически не затронул кризис и где отсутствует реальная безработица (3,4% не имеющих работы просто «ищут себя», решив воспользоваться щедрым пособ
Сюжет
Выборы

Оппозиция, согласно последним предвыборным опросам, наберет чуть больше 54% голосов и сформирует правительство. Сильнее всего рванули вперед популисты, за которых готовы проголосовать около 17% норвежцев. Отстают они только от «локомотивов» норвежской политики – Рабочей партии (29%) и либеральной Hojre (25 %). Весь мир потрясла трагедия, разразившаяся в Норвегии 22 июля 2011 года, когда правый террорист Андерс Брейвик взорвал и расстрелял несколько десятков человек, объяснив свои действия борьбой против «мультикультурализма». Он отбывает сейчас пожизненное наказание в тюрьме, но его дело, хотя и не в столь радикальной форме, продолжает Партия прогресса.

На муниципальных выборах 2012 года «прогрессисты» набрали около 11 % голосов. Многие избиратели, возмущенные действиями убийцы, отвернулись от «исламоненавистников». Теперь, два года спустя после учиненной Брейвиком бойни, блюстители чистоты нации наверстали упущенное. Лидер «прогрессистов» Сив Енсен обещает, если ее партия войдет в состав правительства, радикально ужесточить иммиграционную политику. В частности, Норвегия потребует пересмотра конвенции ООН по беженцам, обязывающей государства принимать определенное количество людей, спасающихся от войн и преследований. Беженцам, уже осевшим в Норвегии, разрешат вызывать на новую родину своих детей лишь по истечении семилетнего срока «безупречного» поведения. На очереди также ужесточение правил предоставления норвежского гражданства и введение закона, согласно которому правонарушители, получившие убежище в Норвегии, будут высылаться из страны.

«Прогрессисты» в ходе избирательной кампании приводили примеры «разрушения» Норвегии выходцами из исламских государств. Это и статистика изнасилований, в которой доминируют преступники-мусульмане, и бегство из школ в иммигрантских районах этнических норвежцев, не желающих жить по навязанным им новым правилам, и «паразитизм» иммигрантов, предпочитающих существовать на социальное пособие. Хотя лидер Hojre Эрна Солберг, которая, в случае прихода к власти буржуазной коалиции, станет премьер-министром, воздерживается от резкой антииммигрантской риторики своих союзников по блоку, на практике либералы готовы выполнять все требования «прогрессистов». Газета Dagsavisen проанализировала законопроекты, выдвинутые Эрной Солберг в качестве министра в 2001–2005 годах. Из 25 ее инициатив в сфере иммигрантской политики и интеграции беженцев 24 были подготовлены «прогрессистами».

Успех правых на выборах, по мнению ряда норвежских аналитиков, объясняется их успешной мимикрией под защитников простого народа. Они объявили себя друзьями профсоюзов и рабочих, желая стереть с себя клеймо проводников интересов крупного капитала. «Скандинавская модель общества всеобщего благосостояния – не монополия левых. Мы лишь хотим уменьшить вмешательство государства в жизнь населения», – провозглашала Эрна Солберг на предвыборных митингах. Любопытно, что сторонниками «скандинавской модели» объявили себя несколько лет назад и шведские правые, оттеснившие от власти социал-демократов. Объединенные рабочие организации скандинавских стран недавно даже запатентовали понятие «Северной модели» как изобретение левых, стремясь, чтобы им не воспользовались их политические противники. Однако этот ход на практике не сработал. Правые как в Швеции, так и в Норвегии беззастенчиво пользуются прошлыми достижениями социал-демократов как «общим национальным политическим капиталом».

Кроме резкого ужесточения политики в отношении иммигрантов норвежцев, в случае смены власти, не ждут большие изменения. Правые обещают сделать более либеральным рынок образования и здравоохранения, дав больше прав в этих сферах частным компаниям, а также собираются увеличить расходы из гигантского Нефтяного фонда, превысив допускаемые сегодня 4%.

«Левые теряют симпатии населения, поскольку норвежцы отказались от прежнего доминировавшего в их сознании принципа перераспределения доходов от богатых к бедным. Теперь, из-за вылившегося на страну нефтяного потока, все хотят быть богатыми. Эгоизм доминирует у всех политических партий. Наша общая политическая платформа сегодня – это нефтяная платформа», – так образно охарактеризовал провал левой идеи в благополучной стране «всеобщего равенства и братства» известный норвежский писатель Ян Кьерстад.

"