Posted 9 сентября 2004,, 20:00

Published 9 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

11 сентября как диагноз

11 сентября как диагноз

9 сентября 2004, 20:00
Теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года власти сразу же квалифицировали как нападение на Соединенные Штаты. Три года спустя многие расценивают эту дату как начало Третьей мировой войны. Это значит, что ни одна страна не застрахована от того, что пережили американцы.

Психологи уже сформулировали симптомы общественного недуга, который условно можно назвать «болезнью 11 сентября». Это шок, приводящий к переоценке ценностей, страх за себя и за близких, постоянная подозрительность к властям, смена жизненных приоритетов. А группа психологов под руководством Роксаны Коэн Силвер из Калифорнийского университета выявила и медицинские последствия: посттравматическим синдромом, оказывается, страдает каждый шестой американец, не находившийся на месте событий 11 сентября.

Объясняется это тем, что до событий трехлетней давности большинство американцев жили с убеждением, что их страна – самая сильная, их спецслужбы – самые эффективные, а власть – самая правильная. Никому и в голову не приходило сомневаться в своей безопасности в Штатах. Америка воспринималась ее гражданами не просто как лучшая в мире страна, а как лучший из миров. Войны, теракты, массовая гибель людей в мирное время – все это происходило на другом свете, не здесь.

События 11 сентября, унесшие жизни тысяч людей, перевернули американское общественное сознание. Шок и ужас во время самих терактов пережили все – и те, кто, обезумев, выпрыгивал из окон горящего торгового центра, и те, кто наблюдал трагедию по телевизору. Но за три года, как выясняется, страх не исчез, а только усилился. Если в 2002 году с тем, что события 11 сентября 2001 года «фундаментально и навсегда» изменили мир, соглашались 72% американцев, то год спустя, по данным информагентства Washington Profile, так думали уже 83%. В 2002 году только 15% жителей США считали, что ежедневно рискуют стать жертвами террористов. В 2003-м эта цифра выросла до 24%. Властям люди тоже не верят. Число тех, кто не верит, что война в Ираке приведет к искоренению терроризма, с 2002 по 2003 год также увеличилось – 85% и 91% соответственно. Наконец, согласно опросу, проведенному компанией Ipsos-Reid уже в 2004 году, половина американцев считает, что террористы способны победить в войне против США. Причем примерно 20% респондентов убеждены в неизбежности этой победы.

Все эти цифры свидетельствуют о том, что шок от нападения на ВТЦ – не сильный мгновенный испуг, который проходит со временем, а состояние. Вот уже три года, как американцы не считают свою страну безопасной. В литературе, посвященной 11 сентября, власть винят то в просчетах, то в заговоре против собственного народа – в ходу около десятка теорий. И дело тут не просто в мести за страх и не в склонности к заговорам – синдром 11 сентября заставил американцев по-иному посмотреть на мир и на свое руководство. Даже то существенное обстоятельство, что за период с 11 сентября 2001 года по сей день на территории США не было ни одного теракта (а американские спецслужбы сообщали, как минимум, о восьми масштабных попытках), не меняет отношения граждан США к своим властям. Опрос, проведенный в 2004 году службой Gallup, показал, что 21% американцев считает, что органы власти практически или полностью не в состоянии помешать терактам на территории США.

"