Posted 9 августа 2010,, 20:00

Published 9 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:56

Updated 8 марта, 06:56

Атака на паранджу

9 августа 2010, 20:00
Швеция может законодательно закрепить право ректоров школ и высших учебных заведений запрещать ношение паранджи и «иных головных уборов, полностью закрывающих лица». С таким предложением, накалившим страсти по всей стране, выступил министр образования Ян Бьорклунд, он же – председатель Либеральной партии, входящей в пр

Министр образования Бьорклунд, стараясь соблюсти политкорректность и не оскорбить религиозные чувства мусульман, объяснил свою инициативу особенностями учебного процесса. «Преподаватель и ученик должны смотреть друг другу в глаза, необходимо видеть лицо собеседника, чтобы обучение достигало максимального эффекта», – заявил министр. Поводом же для этого выступления послужила жалоба ученицы курсов подготовки воспитателей детских садов, которую исключили из училища, поскольку она отказалась выполнить распоряжение начальства и снять паранджу. Девушка-иммигрантка пожаловалась на ректора омбудсмену по дискриминации. Дело рассматривается уже полтора года, но решения до сих пор не принято.

Еще в 2003 году министерство образования издало инструкцию, согласно которой руководители учебных заведений имеют право самостоятельно решать, допускать ли появление паранджи или хиджаба в своих стенах. Однако, как показала практика, никто из ректоров не отважился идти на конфронтацию, опасаясь обвинений в расовой или религиозной нетерпимости. Вместе с тем, как показал опрос, проведенный на днях Упсальским университетом по всей стране, 90% респондентов считают, что паранджа, чадра, хиджаб и иные головные уборы мусульманок, полностью или частично закрывающие лица, недопустимы в учебном заведении или на рабочем месте. А 20% протестуют против всяких одеяний, подчеркивающих религиозную принадлежность человека. «По сути дела, эта (двадцатипроцентная. – «НИ») категория опрошенных относится к исламофобам. Цифра радикальных критиков очень высока, мы ожидали куда более низкого процента», – комментирует результаты опроса проводивший его профессор социологии Упсальского университета Орландо Мелла.

Многие ректоры учебных заведений, высказавшие свое мнение в СМИ, уверяют, что «проблемы паранджи» у них не существует. Периодически возникают конфликты, но дело решается миром. Правда, при этом не уточняется, кто побеждает по итогам дискуссии. Сторонники предложения министра уверяют, что, победители – это, конечно же, «местные Гюльчатай».

«Никто, по сути, не опроверг моей инициативы. Критики лишь явно или неявно утверждают, что нельзя касаться этой взрывоопасной темы», – говорит министр образования. Он считает, что статистика, согласно которой из порядка 2 тыс. жалоб, которые ежегодно подают в его ведомство педагоги и ученики, лишь две-три касаются «религиозных головных уборов», является обманчивой. Руководители школ и вузов попросту предпочитают не связываться с мусульманами и идут на уступки. По мнению политологов, «атака на паранджу» Яна Бьорклунда является лишь первой в ряду будущих выступлений политиков, стремящихся привлечь голоса антиисламски настроенных избирателей. Своеобразным «джокером» на выборах может стать националистическая партия «Шведские демократы», выступающая против «мусульманского засилья» в стране. В Швеции сегодня насчитывается примерно 15% иммигрантов первого или второго поколения, львиную долю которых составляют выходцы из исламских стран. Как показывают опросы, случись выборы сегодня, «Шведские демократы» наберут 6,5% голосов, преодолев 4-процентный барьер, установленный для прохода какой-либо партии в парламент. В то время как Левая (бывшая коммунистическая), Христианско-демократическая и Центристская партии пользуются меньшей популярностью у населения.

Буржуазный блок договорился с левыми конкурентами, прежде всего социал-демократами, ни при каких условиях не сотрудничать со «Шведскими демократами». Вместе с тем и либералы, и эсдеки будут пытаться привлечь на свою сторону их избирателей. Первый ход в начавшейся игре уже сделала Либеральная партия. Скоро наверняка попытаются сыграть на ксенофобских чувствах части населения и другие партии.

"