Posted 9 июля 2006,, 20:00

Published 9 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:06

Updated 8 марта, 09:06

Глава представительства Еврокомиссии в России Марк Франко

Глава представительства Еврокомиссии в России Марк Франко

9 июля 2006, 20:00
Предстоящая встреча «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге находится в центре внимания мировой политики. Неформальный саммит глав ведущих держав мира, несомненно, повлияет на дальнейшее развитие международных отношений в целом, включая двусторонние связи между Россией и Евросоюзом. Совместные энергетические проекты, об

– Господин посол, как вы прокомментируете недавнее письмо группы американских сенаторов и конгрессменов лидерам семи ведущих государств, в котором заявлено, что действия России не соответствуют демократическим нормам «большой восьмерки», и содержится призыв провести отдельную встречу «семерки»?

– В нашем западном обществе мы уделяем особое внимание свободе выражения, особенно в отношении избранных членов парламента. Впрочем, и в России похожая ситуация. Но это совсем не означает, что власти США и ЕС обязательно должны прислушиваться ко всем мнениям, высказанным парламентариями. Поверьте мне, ни у Европейского союза, ни у США нет намерений следовать «советам» американских законодателей. Об этом, кстати, сказала на недавней личной встрече Кондолиза Райс вашему министру Сергею Лаврову.

– В одном из первых интервью в качестве посла ЕС в России вы подчеркнули, что исходите из того, что порой лучше иметь хорошего соседа, чем хорошего друга. Улучшились ли реально наши соседские отношения за последние год – полтора?

– Помню эти слова. Я тогда же сказал, что одно не должно исключать другого. То есть можно быть одновременно и хорошими соседями, и добрыми друзьями. Думаю, что в последнее время мы преуспели в обоих этих направлениях. Говоря о добрососедстве, отмечу в первую очередь динамичное развитие экономических отношений. Сейчас Евросоюз потребляет около 54% российского экспорта. А Россия со своей стороны – третий по счету важнейший торговый партнер ЕС. В этом смысле она опережает Китай и Японию. В роли же инвестора Европейский союз с каждым годом обретает в России все больший вес.

Что же касается дружбы, то она как нельзя лучше проявилась в ходе недавнего саммита ЕС – Россия в солнечном Сочи. Общение российского президента Владимира Путина с представителями Евросоюза, австрийским канцлером Вольфгангом Шюсселем (Австрия в то время председательствовала в ЕС), верховным представителем Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьером Соланой, председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу было предельно открытым и дружеским. Это, кстати, было заметно даже по телетрансляциям из Сочи.

– На саммите в Сочи было подписано соглашение об облегчении визового режима для поездок россиян в страны ЕС. Когда же европейские визы станут доступнее?

– Россияне и европейцы почувствуют выгоду от этого соглашения скорее всего осенью, когда Госдума и Европарламент ратифицируют его.

– Скажите, когда знакомые в Европе спрашивают вас о Москве, что вы в первую очередь говорите?

– Всегда говорю им, что Россия, Москва в частности, это замечательное место для проживания. Здесь вы реально чувствуете какую-то динамику. Если у кого-то есть сомнения, пусть приезжают, поживут здесь.

– Вам интересно работать здесь? Все ли из намеченного удается сделать?

– Работать в Москве очень интересно. У меня прекрасные коллеги в представительстве и доброжелательные, деловые партнеры в российской администрации. Что же касается выполненных планов, то этот процесс, как говорится, еще в развитии. Основная цель моей работы здесь это в общем передача информации на тему, что такое Россия сегодня своим коллегам в Брюсселе и, наоборот, что такое Европейский союз – моим российским коллегам. Как это происходит? К примеру, только в мае мы с сотрудниками отдела прессы и информации представительства в общей сложности подготовили для телевидения, радио и печатных изданий около 40 интервью! Удалось ли мне донести свою точку зрения до аудитории – это уже другой вопрос.

– Как вы оцениваете уровень энергетического сотрудничества России и ЕС? Об этом сейчас много разного говорят.

– Взаимоотношения в энергетике я определил бы одним словом – взаимозависимость. Судите сами, практически 100% вашего энергетического экспорта идет в направлении Запада. Опять же около 50% газа, импортируемого Евросоюзом, поставляется из России. Мы должны строить это сотрудничество и дальше. Основная цель здесь, насколько я понимаю, это инвестиции. Потому как, несмотря на то, что экспорт из России увеличивается, само производство газа стоит на одном месте. Поэтому мы и призываем российское правительство к продолжению рыночных реформ, с тем чтобы привлечь инвестиции как в «Газпром», так и в независимые производители газа. Мы намерены свести вместе концепции безопасности поставок и безопасности спроса.

– Хорошо известно, что Россия и ЕС тесно взаимодействуют в борьбе с международным терроризмом. Но террористы не унимаются, вспомним хотя бы недавнее убийство российских дипломатов в Ираке. Что делать?

– Мы выразили глубокое соболезнование российскому правительству и всем россиянам в связи с убийством ваших дипломатов в Ираке. Этот ужасный случай еще раз подчеркнул необходимость дальнейшей совместной борьбы с террористическим злом. Причем разговор сейчас идет не только о терроризме, но и о противодействии организованной преступности, торговле оружием, людьми…Чрезвычайно важно, чтобы все эти разновидности криминальной деятельности рассматривались бы в общем контексте, потому как зачастую они финансируются из одних и тех же источников и существуют благодаря отмыванию денег. Сейчас правоохранительные и финансовые службы России и ЕС готовят совместный проект по выявлению связей между отмыванием денег и оргпреступностью. Ратификация Россией Конвенции Совета Европы о защите личных данных, подготовка проекта сотрудничества вашего МВД с Интерполом по модернизации оборудования и программных средств, используемых для обмена информацией об угнанных автомобилях и фальшивых транспортных документах, – все это, конечно же, бьет по международному криминалу и по терроризму. Прямо скажу, что столь эффективное сотрудничество в этом направлении стало возможным только благодаря хорошим рабочим отношениям между помощником президента России Виктором Ивановым (он курирует этот участок работы) и заместителем председателя Европейской комиссии, комиссаром по вопросам правосудия, свободы и безопасности Франко Фраттини.

– А как бороться с этим злом? По принципу террор за террор?

– Борьба с терроризмом, я убежден в этом, должна идти только в юридических рамках, в рамках уважения к правам человека. Это не только мое мнение, но и принцип, исповедуемый Евросоюзом. Если мы начнем бороться с терроризмом – а он зачастую является отражением политики тоталитарных государств – его же методами, то рискуем попасть в ловушку и уподобиться тоталитарному режиму. Именно этого хотят от нас террористы. Мы так поступать не можем. Кто-то из известных политиков очень точно сказал: если государство может пожертвовать некоторыми своими свободами, чтобы достичь безопасности, то оно в конечном итоге не будет иметь ни того, ни другого!

– На следующий год запланировано присоединение Литвы к Шенгенскому соглашению. Что в таком случае произойдет с пассажирским транзитом калининградцев? Станут ли новые литовские визы платными?

– Нет никаких причин к тому, чтобы нынешняя ситуация изменилась. Потому что упрощенный транзитный режим, который сейчас действует, абсолютно сопоставим и совместим с Шенгенским соглашением. Так что никаких переплат не предвидится.

– Вам, наверное, часто приходится ездить по нашей стране. Где вы уже побывали, какие встречи особенно запомнились?

– Может быть, это выглядит парадоксально, но заметная в последнее время активизация взаимоотношений России и ЕС, к сожалению, не позволяет много ездить по стране. Мы в московском представительстве буквально каждую неделю принимаем гостей из Европы на самом высоком уровне. Поневоле приходится быть на месте. В принципе я в курсе, что существует жизнь и за Садовым кольцом. Поверьте, постоянно стремлюсь к тому, чтобы узнать, что это за жизнь. Поэтому уже успел побывать в Новосибирске, на Северном Кавказе, в том числе в Чечне, много раз ездил в Калининград, в Санкт-Петербург. В конце июля полечу на Камчатку. Очень интересно там побывать. Говорят, там какие-то совершенно сверхъестественных размеров комары.

– Вы гуляете один по Москве?

– Конечно. Спускался не раз в метро. Однажды очень торопился и, как у вас говорят, даже частника поймал. Считаю, что Москва в этом смысле достаточно безопасный город. Но в последнее время я, так сказать, испытываю судьбу (улыбается) – сам изредка сажусь за руль…

– А как у вас с русским языком? Помнится, вы с энтузиазмом начали его изучать?

– Сейчас я все хорошо понимаю, что вокруг говорят, но сам говорю пока плохо. Вообще русский язык – это, я бы сказал… заговор против иностранцев. Продолжаю упорно его учить. Читаю на русском книги, письма, журналы.

– Вы признались как-то, что вам нравится русская кухня и что вы сами любите готовить. Удалось освоить какие-то рецепты русской кухни?

– В этом смысле я что-то обленился, да и времени сейчас нет самому готовить. Так что мое первое русское блюдо все еще впереди. Обязательно хочу научиться готовить плов. Хотя не уверен, что это русское блюдо.

– Вы следили за футбольным чемпионатом мира?

– Увы, я не спортивный болельщик. Но вот мой начальник, председатель Еврокомиссии господин Баррозу – тот уж точно фанат португальской сборной.

"