Posted 9 июня 2013,, 20:00

Published 9 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:04

Updated 8 марта, 05:04

Ноль в сухом остатке

Ноль в сухом остатке

9 июня 2013, 20:00
Наводнения угрожают не только центру, но и востоку Европы. Последствия потопа еще не ликвидированы в Чехии и Германии. Теперь же большая вода угрожает Венгрии. Если в Будапеште только готовятся подсчитывать ущерб от разгула стихии, то в Праге и Германии подсчет идет уже полным ходом. Сейчас пострадавшим от наводнения ц

В вопросе с помощью возникла неразбериха, уже ставшая привычной для ЕС. Руководство Евросоюза сначала громко пообещало оказать помощь Германии и другим пострадавшим странам. Благо для этого в ЕС вроде бы существует специальный Фонд солидарности, как раз созданный для того, чтобы оказывать помощь в подобных ситуациях. Однако через несколько дней сразу после нескольких заявлений различных чиновников ЕС о том, что помощь обязательно будет оказана, еврокомиссар по бюджетным вопросам Януш Левандовски объявил, что обещания были преждевременными. «Ресурсы европейского Фонда солидарности на нуле. В 2013 году помощи не будет» – так и сказал Левандовски журналистам.

В самый раз разобраться, где деньги. Их отсутствие является прямым результатом бюджетных трений, преследующих Евросоюз последние месяцы. Европа никак не может принять семилетний бюджет на 2014–2020 годы. Каковы размеры Фонда солидарности – неясно. Еврокомиссия просила на ликвидацию последствий стихийных бедствий в 2012–2013 годах 11,2 млрд. евро. Однако национальные правительства стран ЕС, которые, собственно, и должны были выделить эти деньги, посчитали запрашиваемую сумму чересчур высокой. Они предложили лишь 7,3 млрд. евро, мотивируя это тем, что «лишних» денег неоткуда взять: все ушло на помощь в преодолении кризиса для «проблемных» стран Европы – Греции, Испании, Португалии. Причем дать даже эти деньги национальные правительства пообещали на одном условии: Европарламент должен смягчить свою очень жесткую позицию на переговорах по семилетнему бюджету ЕС. Его требовалось сократить. В феврале национальные правительства согласились на бюджет в пределах 1 трлн. Евро, то есть значительно меньше, чем просила Еврокомиссия. Но Европарламент в марте это предложение отверг. Вот Фонд солидарности и остался без денег.

Заявив, что в этом году помощи Германии, Чехии, Австрии и Венгрии ждать не стоит, Левандовски туманно намекнул, что, возможно, они смогут получить какие-то деньги в следующем году. Между тем помощь некоторым из этих стран может потребоваться уже сейчас. Правительство Венгрии, изрядно затопленной разлившимся Дунаем, объявило чрезвычайное положение. Мэрия венгерской столицы объявила, что Будапешт готовится к сильнейшему за последние пять столетий наводнению. Еще дальше пошел венгерский премьер-министр Виктор Орбан, объявивший по национальному телевидению: «Нам угрожает сильнейшее за всю историю наводнение». Уровень вод Дуная, по прогнозам синоптиков, должен подняться до отметки 8,7 метра. Это на 25 см выше предыдущего рекорда, зафиксированного семь лет назад. От наводнения уже пострадали и страдают сейчас обширные территории в центре Европы: в Чехии, Словакии, Германии и вот теперь в Венгрии. Десяткам тысяч людей в пострадавших от наводнений районах приходится сейчас спать в школах и спортивных залах, куда их эвакуировали от греха подальше.

В условиях неспособности ЕС оказать помощь всем, кто в ней нуждается, вся надежда пострадавших на страховщиков. А они – во всеоружии. Европейские наводнения 2013 года еще не закончились, а страховые компании готовятся к возмещению убытков держателей полисов. Говорить о конкретных суммах еще рано, но уже сейчас очевидно, что речь пойдет о многих миллиардах евро. Ассоциация страховщиков Чехии (CAP) полагает, что общая сумма застрахованных убытков может достичь 7,5 млрд. крон (около 300 млн. евро). В Ассоциации торгово-промышленных палат Германии полагают, что убытки достигнут 11 млрд. евро, то есть будут примерно такими же, как после крупного наводнения 2002 года.

"