Posted 10 марта 2019, 13:04
Published 10 марта 2019, 13:04
Modified 7 марта, 16:26
Updated 7 марта, 16:26
Источник "НИ" в зале кувейтского суда рассказал о деталях заседания.
В 9 утра в зал, где запрещена фото- и видеосъемка, провели шестерых обвиняемых. Пять человек посадили в клетку, не снимая наручников. Марии Лазаревой с двумя женщинами-охранницами дали место в зале и без "браслетов" на руках. Что само по себе было обнадёживающим признаком. Ей так же предоставили переводчика с арабского на английский - правда, за счёт средств её же компании, а не государства Кувейт.
Позитивным знаком можно считать и то, что на заседание суда приехал консул России Евгений Аржанцев, который подробно общался с кувейтскими адвокатами Лазаревой. Напомним, что её дело находится в сфере пристального внимания не только МИД РФ, но и Кремля. 4 марта пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин следит за делом Лазаревой. 6 марта во время официального визита Сергея Лаврова в Кувейт вопрос о Лазаревой поднимался в переговорах с эмиром этой страны и главой МИД Кувейта.
Вторым обнадеживающим признаком стало то, что нынешний суд проводит кросс-опросы свидетелей, тогда как предыдущие заседания носили явно поспешный и обвинительный характер, и даже по форме отличались от классических правил правосудия (Марии Лазаревой не дали прочитать материалы дела, в которых 20 тысяч страниц из 30 тысяч не были переведены ни на русский, ни на английский языки. Кроме того, ключевой свидетель обвинения - египтянка, укрывшая у Марии 500 тысяч долларов - не вызывалась на судебные заседания).
Однако на этом хорошие новости для россиянки закончились.
После перерыва апелляционный суд Кувейта оставил Марию Лазареву в тюрьме. Postponed to 24 March to excute court decisions and to complete questioning the witnesses (Отложено до 24 марта для отмены судебных решений и завершения допроса свидетелей) - сказано в сегодняшнем решении.
Заседание длилось почти четыре часа, что по здешним меркам является беспрецедентным, отмечают наблюдатели процесса. Они же слышали, как ещё перед слушаниями судья Анвар Аланзи (Anwar Alanzi) сказал адвокатам: «Мы её сегодня не выпустим».
Во время самих слушаний судья формулировал ответы свидетелей для протокола в выгодном для обвинения свете, не давая возможности защите задавать вопросы, указывающие на фальсификацию документов, на базе которых строится обвинение. Одному из главных свидетелей судья сам диктовал нужные ответы для протокола.
Судья так же не давал записывать в протокол неудобные суждения, сглаживал острые углы и ответы, а в один из моментов он просто встал и ушёл, бросая на ходу - «Как мне всё это надоело».
Опять же и в этот раз защита не добилась того, чтобы были переведены с арабского основные документы обвинения, которые местная прокуратура хранит на флэшке, но не желает распечатывать и передавать защите Лазаревой. Перевод 20 тысяч страниц дела, по самым скромным подсчётам, займёт примерно 120 дней, но суд не заботит факт, что все это время российская гражданка будет сидеть в тюрьме.
Вопросы адвокатов, которые не нравились судье им просто игнорировались... В конце концов судья заявил, что ему "пора уже к детям, обедать", а обвиняемых ждёт еда в тюрьме.
Это означает, что борьба за её освобождение выходит на новый виток.
В ответ на это решение заместитель генерального секретаря кувейтского общества по правам человека Атьяб Алшати (Atyab Alshatti) призвал власти Кувейта немедленно освободить г-жу Лазареву и снять с неё все ложные обвинения.
Россия - не единственная страна, заинтересованная в судьбе Лазаревой. Как писали "Новые Известия", Машу защищает команда американских юристов и, в частности, сын бывшего президента Нил Буш. Причин для этого две. Первая - это защита американских инвестиций на Ближнем Востоке. Вторая - гуманитарная (сын Маши Иван родился на территории США и является гражданином этой страны).
"НИ" стало известно: как раз 6 марта, параллельно встрече Сергея Лаврова с эмиром Кувейта, в Вашингтоне Нил Буш и юристы проводили консультации в Конгрессе и Госдепе США с целью информировать госсекретаря США Майкла Помпео перед его визитом в Кувейт в середине марта.
Важно, что история Марши Лазаревой (так её называют в США) попала в американскую прессу. Издание The Daily Caller, например, опубликовало колонку юриста Виктории Тоэнсинг (Toensing), прямо призывающую Трампа ввести санкции в отношении Кувейта.
"Президент Трамп обладает мощным оружием для давления на иностранных граждан, которые занимаются коррупцией и совершают серьезные нарушения прав человека. - пишет Виктория. -Глобальный "закон Магнитского" предусматривает введение санкций, таких как замораживание активов и запрет на выдачу виз в отношении коррумпированных иностранных субъектов и их пособников. Более 100 физических и юридических лиц были включены в список США с момента его принятия в 2012 году. Следующим должен стать кувейтец, который незаконно подставил и посадил в тюрьму видную бизнес-леди Маршу Лазареву в попытке скрыться с почти полумиллиардом долларов и выбить конкурента из бизнеса.".
Надо понимать, что Виктория Тоэнсинг - не рядовой юрист из фирмы diGenova & Toensing, LLP, а бывший заместитель помощника генерального прокурора Министерства юстиции США и главного юристконсульта специального Комитета Сената по разведке. То есть, Виктория входит в истеблишмент американского государства и просто так слов на ветер не бросает.
Американская пресса уже поставила дело Марши Лазаревой в один ряд с убитым в саудовском посольстве в Турции обозревателем Washington Post Джамалем Хашоги.
В статье America Emboldens Tyrants by Exiting World Stage (Америка подбадривает тиранов, покидая мировую сцену), издание Newsmax прямо призывает Трампа усилить свою правозащитную деятельность:
"Отсутствие делегации США на Всемирном экономическом форуме в Давосе в конце прошлого месяца было поразительным. Но, к сожалению, это тоже было предсказуемо. Это отражало то, что стало отказом Америки от своей роли мирового лидера и борца за свободу.Сокращение штатов при президенте Трампе понятно, когда многие американцы считают, что Вашингтон должен сосредоточиться на внутренних проблемах, а не продолжать осыпать иностранные государства миллиардами долларов на оборону, дороги, здравоохранение, образование и другие предметы первой необходимости.
Но есть тёмные последствия поспешного ухода Америки из мира: рост авторитарного насилия во всём мире. Через три месяца после того, как Джамаль Хашогги бежал из Саудовской Аравии, Кувейт осудил и приговорил иностранную предпринимательницу Маршу Лазареву к 10 годам каторжных работ — на основании показаний одного свидетеля, которому впоследствии было предъявлено обвинение в подделке документов, использовавшихся для ее осуждения. Лазарева утверждает, что эти сфабрикованные обвинения были частью попытки правительственных чиновников и бизнес-конкурентов неправомерно конфисковать почти полмиллиарда долларов, которые были получены ее кувейтской компанией.
Точно так же, как Саудовская Аравия хочет, чтобы мир проигнорировал преднамеренное убийство обозревателя Washington Post, другие страны в этом регионе хотят, чтобы мир проигнорировал отсутствие надлежащей правовой процедуры в их правовых системах. Марша Лазарева томится в переполненной кувейтской тюрьме, приговоренной к 10 годам каторжных работ на основании ложных обвинений и суда, в котором ей не разрешили представить защиту.
Вмешательство администрации Трампа может исправить эту грубую несправедливость. В то же время, история Марши является предупреждением для американских инвесторов держаться подальше от государств Персидского залива, особенно Кувейта."
Однако тут возникает новая коллизия. Если Помпео и Трамп добъются освобождения Лазаревой, а эмир Кувейта проигнорирует аргументы Сергея Лаврова, то Россия окажется в неудобном положении, - мы как бы не смогли вызволить свою соотечественницу из неволи, уступив инициативу США. Репутиционные потери будут вдвойне высокими, учитывая, что Вашингтон в борьбе за Машу Лазареву использует столь нелюбимый и оскорбительный для Москвы "закон Магнитского".
Значит ли это, что у Москвы исчерпаны все возможности для давления на Кувейт? Отнюдь. Буквально позавчера Глава МИД Великобритании Джереми Хант использовал механизм дипломатической защиты, чтобы обеспечить интересы сотрудницы фонда Thomson Reuters Назанин Загари-Рэтклифф, находящейся в иранской тюрьме.
" Это означает официальное признание британским правительством того, что в своём обращении с ней [Загари-Рэтклифф] Иран не соблюдает обязательства, которые несёт в соответствии с международным правом, и таким образом данная проблема официально становится вопросом межгосударственных отношений", - отметил глава британского МИД Джереми Хант.
Как утверждает министр, Загари-Рэтклифф, обладающая как британским, так и иранским гражданством, не совершала преступлений, за которые была осуждена. При этом она уже три года находится в тюремном заключении на территории Ирана, несмотря на попытки британских властей добиться ее освобождения.
Как подчёркивают в Форин-оффисе, принцип дипломатической защиты позволяет одному государству добиваться от другого соблюдения прав и интересов своего гражданина и требовать компенсации в случае их нарушения. Дипломатическая защита, которую государство формально не обязано оказывать своему гражданину, отличается от консульской помощи, при этом она не наделяет защищаемое лицо дипломатическим иммунитетом. Великобритания не прибегала к данному механизму много десятилетий.
Случай с Марией (Маршей) Лазаревой ничем не лучше истории с Назанин Загари-Рэтклифф. Защитники Марии ясно понимают, что она стала жертвой нечестной конкурентной борьбы. Как писали "НИ", дело Лазаревой могло быть организовано главой Кувейтской администрации портов шейхом Юсефом Альабдаллой, а так же его старшим братом – главой офиса Эмира Кувейта шейхом Халедом Аль-абдаллой, - он более 30 лет входит в близкий круг Эмира Кувейта, будучи шефом протокола. Не исключено, что именно эти люди могут быть связаны с конкурентом KGL - компанией Agility.
Конкуренция усугубляется религиозными разногласиями. За KGL стоит семья шиитов, а Agility подконтрольна суннитскому клану. В стране суннитского большинства (2/3 населения) это может играть решающую роль, считает известный российский политолог Алексей Мухин.
«Мария Лазарева была очень лёгкой и привлекательной добычей: русская, гражданка России, единственная женщина-иностранка, возглавляющая столь крупную компанию в исламской стране. Не удивительно, что именно через неё кто-то захотел убрать конкурента с рынка и добраться до активов группы», – резюмирует Мухин.
«Дело Марии Лазаревой» уже совсем скоро может стать платформой для беспрецедентного альянса трёх сторон: Америки, Европы и России в истории переговоров со странами Персидского залива. Новый "Союз" - "Аполлон" - стали в шутку поговаривать в кругах российской политической элиты.
От себя добавим: спасение Марии Лазаревой может стать хорошим примером сотрудничества России и её геополитических "партнеров".
Драматизм ситуации в том, что 45-летняя глава крупной компании и единственная в странах Персидского залива женщина-предприниматель Мария Лазарева находится в ужасных условиях кувейтской тюрьмы (она сидит в камере 10 кв метров вместе с семью женщинами, осуждёнными по уголовным статьям). В случае, если апелляционные суды откажут Марии в помиловании или пересмотре очевидно заказного дела, то россиянка останется в заключении на 10 лет. Такой срок может быть фатальным для человека, страдающего гипертонией (у защиты есть соответствующее официальное заключение врачей о болезни Лазаревой).
Кроме того, у матери - одиночки Маши Лазаревой есть 5-летний сын Иван, который, хотя и остаётся на попечении дедушки и бабушки, но до сих не понимает, где же находится его мама и когда она вернётся домой.