Posted 9 марта 2005,, 21:00

Published 9 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Эшелоны Воронина

Эшелоны Воронина

9 марта 2005, 21:00
В молдавском парламенте у коммунистов останется большинство. За них проголосовали 46% избирателей. В Кишиневе об этом говорят как о провале российской внешней политики. Победители – с удовлетворением, оппозиция – с сожалением. Но и те, и другие уверены: Россия потеряла влияние на регион, уступив место Западу.

Первую пресс-конференцию после воскресных выборов в молдавский парламент дали не политики, а международные наблюдатели. Их вердикт был однозначным: легитимность выборов сомнению не подлежит – если не замечать некоторых шероховатостей, они вполне соответствуют европейским стандартам. Это заключение прозвучало как гром победы для коммунистов и как сигнал к отбою для местной оппозиции. Всем стало понятно, что революция, о возможности которой так много говорили в самой Молдавии и за ее пределами, отменяется. Хотя группы поддержки оппозиционных партий готовы были выйти на улицы по первому сигналу лидеров.

Однако последние решили с выступлениями повременить. Просто с Европой не поспоришь, а она однозначно поставила на коммунистов. Дело в том, что в мониторинговой группе (она насчитывала 500 человек) были только европейцы. Наблюдателей от СНГ, в том числе и России, на нынешние молдавские выборы не пустили. Показательным оказалось и другое представительство – от СМИ. Толпа журналистов шумела на английском, немецком и французском, и только кое-где пробивалась русская речь. «Видишь, мы уже в Европе», – заметил мне один из молдавских коллег. «А это хорошо или плохо?» – спросила я. «Скажи, где мы сможем избавиться от коррупции – находясь в содружестве с вами или в Евросоюзе?» – ответил он вопросом. И добавил: «И не пытайтесь нас удерживать».



«Заберите своего Ленина!»

Одним из итогов нынешней молдавской парламентской кампании стало усиление антирусских настроений в Кишиневе. Мне пришлось испытать это на себе. Позвонив старой приятельнице, которая, кстати, работает в аппарате парламента, я вместо ожидаемого приветствия услышала: «Ну что, как вы ни старались, а мы выиграли». На просьбу объяснить, в чем дело, мне заметили, что «эти выборы были самыми грязными в истории Молдавии, и это дело России», и повесили трубку.

Накануне выборов по Кишиневу бродили тревожные слухи об отрядах боевиков, которые якобы едут из России и Приднестровья, чтобы устроить в молдавской столице переворот. А за два дня до голосования эти слухи подтвердили официальные молдавские СМИ: оказывается, на станции Бульбоака, неподалеку от молдавской столицы, были задержаны три железнодорожных вагона с «диверсантами», которые следовали из Санкт-Петербурга. Непрошеных гостей отправили назад, на родину. Как впоследствии выяснилось, в этих злополучных вагонах ехали представители молодежных структур партии «Яблоко», СПС, а также… белорусские коммунисты.

Известно, что за две недели до этого из Кишинева были депортированы российские правозащитники, которых обвинили в незаконной деятельности на территории чужого государства, а также группа российских граждан, которых поймали «на шпионаже». Кто за кем следил, так и осталось непонятным. Но шум вокруг «российских партизан» был поднят немалый, и, надо отдать должное его организаторам, они старались не зря. Моя приятельница оказалась не единственной, кто пал жертвой этого скандала. Когда на центральной улице Кишинева я подошла к продавщице цветами и представилась, та буквально шарахнулась прочь: «Разве вас сюда пускают?» С «российской журналисткой» боялись говорить и другие прохожие. Вопрос: «За кого будете голосовать?» – воспринимался как крамола. Улицы молдавской столицы пестрели оранжевыми и желтыми ленточками, привязанными к ветвям деревьев, но на этом сходство между революционным Киевом и Кишиневом заканчивались. На украинских улицах времен «оранжевой революции» не было страха.

Вчера у стен городской мэрии митинговала группа людей. Они требовали, чтобы Россия «забрала назад своего Ленина!» и больше в Молдавию не лезла. Когда я постаралась выяснить, из-за чего шум, мне объяснили, что движение «Равноправие» (отстаивает права русскоязычного населения) покусилось на молдавского государя Штефана чел Маре, предложив переименовать улицу его имени в улицу Ленина. Почему вождя мирового пролетариата отсылали так далеко, а не к лидерам отечественной компартии, для меня так и осталось загадкой. Видимо, это одна из особенностей национальных выборов на «Острове свободы в Европе» (так именуют свою страну оппозиционные сайты).

Симпатий России не прибавили и заявления Госдумы о необходимости задействовать против Молдавии экономические санкции, в том числе визовый режим. Эти заявления обеспокоили тех, кто работает в Москве, но обозлили оставшихся дома. В том числе и живущих в Молдавии русских – они считают, что из-за думцев их могут теперь начать притеснять.



Европейский вектор

Президент Молдавии, лидер молдавских коммунистов Владимир Воронин, начал свою пресс-конференцию с заявления о том, что, несмотря на происки врагов и сильное давление извне, контрреволюция в Молдавии не состоялась. Революция же, по словам Воронина, произошла в стране в 2001 году, когда народ впервые проголосовал за коммунистов (тогда компартию поддержали 49% избирателей). Что же касается врагов, то, хоть Владимир Николаевич и не назвал их пофамильно, всем было понятно, что живут они в России. А друзья – на Западе, а точнее – в Европе. Куда Молдавия теперь будет интегрироваться быстрее, чем думают многие. Владимир Воронин сказал корреспонденту «НИ», что рассчитанный на три года план действий «Молдова – Евросоюз» страна под его руководством выполнит досрочно – за два года. После чего выйдет на новый уровень интеграционных отношений с ЕС. В сегодняшней Молдавии все, в том числе и оппозиция, считают этот курс верным, но по-разному расценивают шансы вступления страны в единую европейскую семью. Сопредседатель оппозиционного блока «Демократическая Молдова» (блок поддержала треть населения страны) Дмитрий Брагиш считает, что все будет зависеть от Украины. «Если Украина пойдет в ЕС теми темпами, которые намечает Ющенко, то у Молдовы появится шанс проскочить в Евросоюз вместе с ней», – сказал он «НИ». Но, по мнению Брагиша, коммунисты, хоть и декларируют курс на евроинтеграцию, сами же и будут этот процесс тормозить. «Сегодня ЕС смотрит на Воронина так же, как когда-то Россия, но европейцев ожидают те же разочарования»,– заметил он. Лидер объединенной оппозиции Серафим Урекян сказал «НИ», что «Европа поставила на Воронина только потому, что он пошел на открытый разрыв с Россией, в благодарность за это выборы в Молдове были признаны демократическими». Но, по мнению Урекяна, это не означает, что Молдове немедленно распахнут двери в ЕС – «это долгий путь». И ошибкой Воронина он считает то, что, надеясь на Европу, тот закрывает для страны российский рынок и отпугивает российских инвесторов. По имеющимся данным, российские предприниматели, работавшие в Молдавии, уже начали покидать регион. Это касается прежде всего тех, кто занимался поставкой молдавских вин в Россию.



Мирные революционеры

На следующий день после выборов Серафим Урекян сделал заявление, в котором сообщил, что его блок отказывается выводить людей на улицы и пойдет другим путем: будет бойкотировать президентские выборы в парламенте и в конечном счете спровоцирует повторные парламентские. По конституции, это возможно, если две попытки депутатов избрать главу государства закончатся неудачей. В новом молдавском парламенте у коммунистов (по предварительным подсчетам) будет 55 голосов. А для избрания президента необходим 61 голос «за». Без поддержки оппозиции депутаты от правящей партии своего президента не «проведут». Блок «Демократическая Молдова», скорее всего, получит 35 мандатов, остальные 11 – представители Христианско-демократической народной партии (ХДНП). От того, как поведет себя ХДНП, будет зависеть и жизнеспособность новоизбранного парламента, и судьба Воронина. Пока лидер ХДНП Юрий Рошка заявляет, что ни на какой сговор с коммунистами не пойдет, но в Молдавии в это мало кто верит. Наоборот, многие эксперты предрекают альянс «красных» с «коричневыми» (ХДНП – партия национал-радикалов), утверждая, что Рошка продаст недостающие голоса коммунистам за место вице-спикера парламента. Тогда, говорят лидеры блока «Демократическая Молдова», в Европе увидят, как «одни экстремисты объединятся с другими», и поймут, что ошиблись, когда поддержали коммунистов. Серафим Урекян заметил корреспонденту «НИ», что ошибку совершила и Россия, когда «не решилась поддержать оппозицию в лице «Демократической Молдовы», хотя мы ей это и предлагали». По мнению Урекяна, дистанцирование Москвы от молдавских выборов ведет к потере российского влияния в этом регионе и к усилению американского. По словам политика, американцы активно работали в Молдавии, а Джордж Сорос финансировал кампанию коммунистов.

Между тем председатель молдавского ЦИК Петру Рэйлян сказал корреспонденту «НИ», что выборы президента состоятся в парламенте не раньше 7 апреля, так как именно тогда истекает срок полномочий действующего президента, а до того депутатам предстоит избрать спикера. И им вполне может стать Владимир Воронин. Но, похоже, это не более чем домыслы. По крайней мере глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл заметил корреспонденту «НИ» с многозначительной улыбкой, что «всем известно, кто будет новым президентом Молдовы». Имелся в виду, естественно, президент действующий.




Депортированные наблюдатели намерены обратиться в Страсбургский суд
Торг на площади

"