Posted 9 марта 2005,, 21:00

Published 9 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Депортированные наблюдатели намерены обратиться в Страсбургский суд

9 марта 2005, 21:00
Депортированные наблюдатели намерены обратиться в Страсбургский суд

Вчера одна из групп российских наблюдателей, которые собирались следить за парламентскими выборами в Молдове, вернулась в Питер. Власти Молдовы продержали их в отцепленных вагонах почти пятеро суток и потом отправили назад. По словам Александра Кочеткова, главы организации по наблюдению за выборами в странах СНГ, в питерскую группу входили сотрудники участковых избиркомов и представители региональных отделений политических партий. «На станции Бульбока, на границе, к поезду подъехали иномарки и микроавтобусы. Из иномарок вышли люди в штатском. В микроавтобусах сидели группы захвата», – рассказала «НИ» координатор высшего совета ЛДПР Елена Бабич. В 8 часов утра 5 марта вагоны отцепили от основного состава и взяли под арест. У пассажиров отобрали паспорта. На все требования объяснить, что происходит, представители транспортной полиции и молдавской службы безопасности отвечали либо молчаливыми ухмылками, либо заученной фразой: «Ситуация сложная – выборы». «Наши вагоны отогнали в тупик, где не было ни света, ни воды, ни отопления, – поделилась с «НИ» г-жа Бабич. – Нас не выпускали из поезда. Даже в станционный туалет я ходила в сопровождении трех мужчин, а в кабинку со мной заходила женщина». Некоторые наблюдатели получили телесные повреждения в схватке с молдавскими офицерами, когда хотели прорваться к приехавшим журналистам. «Одного молодого человека из моей группы скрутили и бросили на рельсы», – рассказала Бабич. Все заверения оказавшихся в этих же вагонах простых туристов о том, что они не имеют никого отношения к политике, остались без ответа. «В нашем вагоне ехала пара: муж подарил жене путевку по пушкинским местам, – говорит Елена. – Их тоже задержали вместе с нами. У супруга случился инсульт, и его увезли на «скорой», жена вся в слезах сидела в поезде и повторяла, что ее муж может умереть в любой момент».

«На все наши заявления, что они нарушают закон и российско-молдавское соглашение и безвизовом въезде, полицейские нам отвечали, что закон, равно как и наши права, их не волнует», – говорит председатель питерских нацболов Андрей Дмитриев. Он и еще трое мужчин все-таки сошли позже в Тирасполе. «Мы побывали на четырех участках на границе Молдавии с Приднестровьем, – сообщил «НИ» Дмитриев, – и везде отметили очень низкую явку. На одном участке мы так и не дождались ни одного избирателя».

В общей сложности в отцепленных вагонах пассажиры провели почти пятеро суток. Спустя восемь часов после захвата к поезду в Бульбоку приехал помощник посла России в Молдавии. Как говорит Андрей Дмитриев, сотрудник посольства продемонстрировал полное бессилие российской дипломатии: «Такое ощущение, что о наших послов просто вытирают ноги». Наблюдатели намерены в ближайшее время запросить официальное мнение МИД по поводу случившегося и в случае неудовлетворительного ответа обратиться в Страсбургский суд.




Эшелоны Воронина

"